Таус Махачева и Мурад Халилов попали в число 69 российских художников, чьи работы будут представлены на первом Триеннале российского современного искусства в музее с интересным названием «Гараж». Триеннале — выставка инсталляции, скульптуры, живописи, графики, фотографии, перфоманса.
Разбита она на семь глав: «Мастер-фигура», «Авторские мифологии», «Общий язык», «Верность месту», «Искусство действия», «Морфология улиц», «Локальные истории искусства». Дагестанские художники попали в главу «Верность месту». Каждая из семи глав выставки отражает социальные тенденции, разнообразные явления в современной культурной жизни России.
Выбирали художников кураторы, которые побывали в 40 городах России и говорили с почти двумя сотнями потенциальных участников. О том, как проходил отбор и какие работы будут выставлены, рассказали «Новому делу» куратор выставки по Северному Кавказу Екатерина Иноземцева и художники Таус Махачева и Мурад Халилов.
Екатерина Иноземцева:
—Мне достался Северный Кавказ. Это семидневное путешествие, которое началось в Ставрополе, а закончилось в Махачкале. Прежде чем отправляться в путешествие, мы связывались с коллегами, художниками, зная, что они имеют представление о локальной ситуации регионов. Мы знали, что в Чечне есть Аслан Гайсумов, во Владикавказе есть Государственный центр современного искусства, который возглавляет Галина Тебиева; естественно, мы знаем Таус, поскольку дружим с ней довольно много лет, она активный участник всех процессов в современной культуре, которые разворачиваются в том числе в Москве. Художники перед нашим приездом подготовили портфолио, причем мы осмотрели абсолютно всех, кто подготовил портфолио, организовали специальные встречи, и, если мне не изменяет память, в Махачкале было больше чем двадцать художников, которые приносили свои работы в цифровом формате. Я их всех осматривала в течение восьми часов. Нам показалось, что Таус и Мурад — именно те художники, которые наиболее точно отражают актуальные вещи, тенденции и у них полноценно развит художественный язык, они вполне могут быть представлены на таком широком международном уровне. А у художников, которые не попали на выставку, если будут продолжать развиваться, есть шанс появиться в следующем Триеннале в “Гараже”.
Таус Махачева:
— На выставке представлю «Путь Объекта», который я делала в 2013 году. Специально для Триеннале подготовлю новую версию. В первой версии работа состояла из трех марионеток и текста, вторая версия была дополнена постановкой, написанной Андреем Корешковым и небольшим кукольным театром, а в третьей версии марионеток дополнит аудиоинсталляция, над которой сейчас работает Александр Хохлов. Марионетки в этой работе созданы на основе копий нескольких объектов из Дагестанского музея изобразительных искусств, а именно картины Виктора Васнецова «Гамаюн, птица вещая», резной деревянной солонки XIX века и свадебного браслета из селения Кубачи.
Таус Махачева покажет особое блюдо, которое можно будет заказать в кафе музея «Гараж» во время выставки. С так называемой усатой ложкой.
«Суп исторический, а именно консоме “Барятинский”, который существовал при жизни генерала. А усатая ложка “Супильтар” является точной копией старинной кубачинской ложки 1-й четверти ХХ века, хранящейся в коллекции ДМИИ им. П. С. Гамзатовой. Ложка «Супильтар» переводится с кубачинского языка как «усатая ложка» (ложка для усатых мужчин). Посетители при заказе супа и ложки смогут оставить себе ложку. Мне кажется, в этой интервенции в меню кафе получается смешение двух культур и тем самым задается вопрос о том, что такое доминирующая культура, и о том, кто определяет, что такое прогресс».
Мурад Халилов:
— Видео называется «Мой проект. Язык улиц». Это перфомансы, снятые на видео. Посвящены уличной культуре, языку улиц. Три работы всего, длятся они по одной, две минуты. Что хотел сказать? Вот это я забыл, видео старое. Я стараюсь не интерпретировать свои вещи, я хочу, чтобы зритель сам интерпретировал. Мне не интересна моя интерпретация».
«Гараж»
Это первая в России филантропическая организация по развитию современного искусства и культуры. Основана в 2008 году Дарьей Жуковой и Романом Абрамовичем. Изначально Музей размещался в знаменитом здании Бахметьевского автобусного гаража в Москве (в честь которого и получил свое название), спроектированном архитектором-конструктивистом Константином Мельниковым. В 2012 году Музей переехал в Парк Горького, во временный павильон, созданный Шигеру Баном, обладателем многих международных архитектурных премий. Еще через год рядом с павильоном появилось специально построенное здание Образовательного центра Музея «Гараж». 12 июня 2015 года «Гараж» открыл для посетителей двери своего первого постоянного дома.
Автор : Патимат Амирбекова