http://youtu.be/
За два с половиной часа выступающие успели сказать о самых наболевших проблемах Дагестана. Социальная, политическая и экономическая ситуация в республике, согласно выступлениям, близка к катастрофической – «народ нищает, власти богатеют», а уровень доверия народа к власти колеблется в районе статистической погрешности. Говорили о враждебном отношении властных органов к значительной части мусульман, отсутствии работы с молодёжью, правовом произволе, припомнили эпидемиологическую ситуацию осени прошлого года, приведшую к заболеванию сотен людей в столице республики. Многие выступающие говорили о фальсификации на прошедших выборах. Лейтмотивом форума была рекомендация Абдулатипову уйти в отставку, «если он любит Дагестан».
Человек и система
На форуме звучал тезис о том, что рассчитывать на порядочность и честность людей во власти в нынешней системе невозможно: она человека или ломает, или выбрасывает. С архитектурной точки зрения в Дагестане урбанистический хаос, в который ввергнуты и другие города республики. «Такого хаоса мы ещё не видели. С этим надо что-то делать. Чудовищная антисанитария. В 80-е годы Махачкала был уютный зелёный город», – сетовал один из выступающих. Депутат городского собрания Буйнакска Марат Джанхаев сказал, что Буйнакск – это единственный город, в котором партия «Единая Россия» проиграла. «Народ нас поддержал, но мы увидели на политическом пути столько преград! Все жители республики знают, какой у нас президент, но из-за некоторых людей у нас в республике создаются большие проблемы», – сказал он.
Отметим, что в форуме принимал участие кандидат в депутаты Госдумы и основатель движения по борьбе с рабством «Альтернатива» Олег Мельников. Он до этого (16 февраля) принимал участие во встрече с главой ЦИК Эллой Памфиловой в Дагестане. Примечательно, что после участия в форуме он был задержан в Москве. Его подозревают в организации незаконной миграции. По словам Мельникова, полицейские из УВМ задержали его вместе с ещё одним участником движения и четырьмя иностранцами на складе, где активисты обустроили приют для мигрантов, вызволенных из неволи. Никаких документов о возбуждении дела им не предъявили.
Адвокат Альбина Абдулкеримова из Дербента говорила о том, что люди из аварийных домов, расположенных в центре города, не хотят переселяться в новостройки на окраины (см. новость на 2 стр. –«ЧК»). Программа переселения из ветхого жилья, по её словам, в республике реализуется некачественно.«Программа была разбита в несколько этапов и передана Минстрою РД. 502 собственника попросили меня осветить эту тему. Людей из центра города хотят переселить на окраину, на территорию, на которую уважающий себя человек не переехал бы. Фактически к какому-либо политическому лагерю мы не относимся, мы только освещаем интересы граждан. Похожая ситуация наблюдается в городе Дагестанские Огни. Минстрой привлекает своих подрядчиков, а народ находится в такой ситуации, когда строят очень плохие по качеству дома», – жаловалась Абдулкеримова. При этом, по её словам, если недовольные люди выходят выражать недовольство, разные политические силы пытаются их использовать для своих целей.
Член организации «Сердце матери» Жанна Исмаилова говорила о похищениях людей в республике, которые не прекращаются по сей день. Она перечислила имена молодых людей, похищенных в последнее время, и озвучила требования организации к органам правопорядка прекратить бессудные казни, очистить республику от убийц в погонах, «для которых смерть – это работа».
Лидер партии «Яблоко» в Дагестане Альберт Эседов озвучил проблему Самурского леса. Он сказал, что проект строительства гидросооружений лоббируют «некоторые чиновники, которых никто не может определить». «Мы установили, что у данного проекта нет экологических экспертиз. Если нет экспертизы, значит и проекта нет. Возникает вопрос: на каком основании выделяются деньги? И на каком основании проводят работы в природоохранной зоне», – задавался вопросом Эседов.
Самурский лиановый лес, по его словам, это достояние не только Дагестана, но и всей России, так как он уникальный, единственный в своём роде. Вопрос, по его мнению, нужно ставить на уровень геополитики, так как лес частично находится на территории Азербайджана. Активисты, как утверждал Эседов, сдерживают доведённых до отчаяния местных жителей от противоправных действий.
Не один Абдулатипов, а тысячи Абдулатиповых!
Солист камерного музыкального театра имени Бориса Покровского Ирина Чалаева сказала, что поддерживает отставку главы республики, а не то ему скоро «вручат премию мира». «У меня предложение привлекать по всем вопросам к суду за приписки, за несвоевременное освоение средств, за разрушение культуры Дагестана, потому что то, что делается в Дагестане – это вопиюще!» – возмущалась Чалаева. Она сообщила о планах властей сократить финансирование национального хора филармонии и соединить его с хором оперного театра: «Не будет существовать ни того, ни другого. Как можно скрестить осла с коровой?! И таких дурацких, глупых амбициозных инициатив в области культуры у главы Дагестана много. Так что надо засыпать его судами, чтобы доказывать пришлось, иначе ему дадут премию мира!»
Член Общественной палаты России Магомед Абдулхабиров сказал, что главным виновником бед в республике считает непонимание Кремлём своей роли. Любые письма, по его словам, которые с болью пишутся в администрацию президента, перенаправляются обратно к «мелким клеркам». «Нам нужно знать, кто курирует вопросы Дагестана в Кремле. Мне жалко, что здесь нет представителя администрации, чтобы они услышали народную боль», – сказал Абдулхабиров.
Руководитель дагестанской региональной общественной организации по защите окружающей среды «Зелёное знамя» Алипанах Османов уверен, что отличие Абдулатипова от предыдущих «халифов» в том, что он много говорит (объяснил это философским образованием). «Халифское управление», по его словам, наблюдается в Дагестане десятилетиями. «В Дагестане не один Абдулатипов, в Дагестане тысячи Абудулатиповых! Каждый глава района – Абдулатипов, каждый прокурор – Абдулатипов, каждый министр – Абдулатипов, каждый мэр! Это единое ОПГ. Должность уборщицы в больнице стоит денег, должность директора в школе стоит денег, должность районного прокурора стоит 10 млн. Везде свои тарифы, и это правда суровой дагестанской жизни!» – восклицал он.
Председатель исполкома «Лакского национального совета» Камалудин Будайчиев говорил о переселении лакцев из Новолакского района и об ущемлении их прав. Когда к власти пришёл Абдулатипов, по его словам, проблемы республики только усилились. «Когда продаются должности от уборщицы до министра, о каких перспективах экономических можно говорить?» – вопрошал Будайчиев.
Выступающие подняли вопрос о политической культуре в Дагестане и об отношении главы республики к главам районов. По мнению депутата Госдумы от Башкирии Гаджимурада Омарова, оскорбление глав администраций, правозащитников стало нормой жизни в Дагестане.
Он напомнил историю, которая произошла с ним два года назад во время партийной конференции, когда в здание ворвались около двадцати сотрудников полиции с собаками, а позже его избили. «С тех пор прошло два года. Я не помню такого отношения к уважаемым людям, когда работники правоохранительных органов, молодые дагестанцы из-под сидящих вытаскивали стулья и выводили их из здания. У меня тогда был перелом со смещением ключицы. Никто не наказан. Организатора этого преступления – Абдулатипова – накажет Всевышний. Уголовное дело лежит на полке, потому что этот человек над законом», – сказал Омаров. Как лишнее доказательство политического бескультурья назвал тот факт, что, когда в Дагестан приехала председатель ЦИК Элла Памфилова, на встречу пустили не всех. «Сидит человек, выступает, а там кто-то из охранников стул его расшатывает. Это о чём говорит? Это последняя стадия деградации власти. Я согласен, что нужно обратиться к президенту, чтобы поскорей его оттуда забрали, пока его на тележке или на носилках не вынесли оттуда», – заключил Омаров.
На произвол судьбы
В резолютивной части форума, кроме отставки Абдулатипова и предложений провести прямые выборы главы республики, участники потребовали встречи представителей общественности Дагестана с высшим руководством страны для информирования президента о реальном положении дел в республике. «Города Дагестана превращены в места доходов чиновников и порой напоминают помойки. Горные районы брошены на произвол судьбы. Газовые и электрические сети устарели на десятки лет. Правовой произвол тотален. Несколько десятков граждан лишены конституционных прав, поставлены вне закона. Работа с молодёжью не ведётся, а власти скрывают от центра ситуацию в республике, обманывают президента и правительство», – резюмировал выступления Шевченко.
Выступающие были едины во мнении, что Дагестан погружён в глубокий кризис. При этом любое несогласие людей с властью преподносится так, будто ими управляют политические силы, которым во что бы то ни стало нужно дискредитировать главу Дагестана.