На нереализованный проект «Дагагрокомплекс» потрачено более 5 млрд рублей кредитов. Вернуть обанкротившейся компании эти кредиты не из чего. Один из кредитов в размере, 1,3 млрд рублей, был выдан под гарантию правительства Дагестана.
Его возможно придется возвращать из бюджета республики. Второй кредит в размере 3,2 млрд рублей был вроде выдан «Россельхозбанком». Но залогового имущества на такую сумму у «Дагагрокомплекса» нет.
Однако РСХБ не хочет смириться с потерей такой суммы и ведет разбирательство в суде. Подробности в материале. Очень разрекламированный и, казалось бы, прорывной проект «Дагагрокомплекс» по выращиванию и переработке ряда сельскохозяйственных культур с треском провалился. Провалился, не дав Дагестану, несколько десятков тысяч обещанных высокотехнологичных и высокооплачиваемых рабочих мест. Изначально он был известен как «сахарный проект», по выращиванию и переработке сахарной свеклы на севере Дагестана, с использованием передовой американской техники и технологий.
Строить комплекс собирались в Ногайском районе. Но съехавшиеся со всех концов света ногайцы не дали добро. Потом его начали реализовывать в соседних районах — Тарумовском и Кизлярском. Под проект были отданы земли бывших колхозов. Колхозники, ставшие после развала колхозов пайщиками, возмущались. Скандал не попал в прессу. По мере раскрутки проекта, линейка планируемых вырастить сельскохозяйственных культур, на рекламных страницах газет расширялась: свекла, картофель, рис, томаты, подсолнух… Проект презентовали на высшем уровне. Еще в 2011 году, на площадке сочинского инвестиционного форума о проекте рассказали самому Владимиру Путину. Думалось, — неужели этот красиво разложенный на бумаге проект по безотходной переработке выращенных культур станет былью. Стоимость проекта соответствует масштабу. Но инвестора, точнее кредитора долго не могли найти. Первоначально планировали взять кредит у американского банка под 3%. Но без гарантии Правительства РФ, американский банк отказался выдавать кредит. Пробить гарантию у федералов, тоже не удалось. Махнули на американцев, начали искать другого кредитора. Бросать проект после такого пиара, и высокой оценки самого Путина, никому не захочется. Обратились в «Россельхозбанк». Получили согласие, возможно в силу нескольких причин:
Проект лоббировался руководством республики, и ему был присвоен приоритетный статус. Такой статус означает, что республика за счет бюджета предоставляет землю, подводит коммуникации, — электричество, газ, водопровод. Пока готовились документы, собирали залог, прошло два года. По данным газеты «Черновик» кредит «Росселхозбанка» в размере 3,2 млрд рублей удалось получить лишь в 2013 году. Но проценты в шесть раз выше, чем у американского банка. Начальная ставка кредита РСХБ 12,5% и доходящая до 17-18%. До получения этого кредита на инвестиционной площадке проводились работы. Несколько импортных тракторов уже бороздили просторы кизляршины и тарумовшины. Всем своим футуризмом они демонстрировали жизнеспособность проекта. Возводились теплицы, где уже возделывались томаты, сажалась картофель. Все эти полевые работы, а также пиар-компания, оказывается, тоже проводились за счет ранее полученных кредитов.
Брали кредиты у тех, кто даёт, брали столько, сколько дают. Брали не заморачиваясь с размерами процентных ставок. Проект стал не былью а болью Казалось бы кредит РСХБ не маленький. Чтоб его освоить, работами по реализации проекта, нужно время. Но в конце того же года, по данным «Черновика» «Дагагрокомплекс» берет новый кредит, в размере 1,3 млрд рублей под 13,5% годовых, у ПАО АКБ «Инвестторгбанк». И правительство Дагестана под этот кредит предоставило гарантию. Сейчас, по данным источника «Черновика» идет судебный процесс, о признании этой гарантии и кредитного договора с «Инвестторгбанком» недействительными. Выходит, о реализации проекта и речи нет. Имущества признанного банкротом «Дагагрокомплекса» не хватит, чтоб расплатиться с кредиторами. Компания только двум банкам должна 4,5 млрд рублей. Большие убытки в этой ситуации понес бюджет республики, откуда были выделены деньги на подготовку инвестиционной площадки.
Если «Инвестторгбанк» выиграет суд, его кредит 1,3 млрд рублей придется выплачивать из бюджета республики, а также за счет продажи оставшегося у «Дагагрокомплекса» имущества, — сельхозтехники, консервного завода, заложенных под кредит «Россельхозбанка». В случае признания сделки с «Инвестторгбанк» действительным, возможно не из чего будет вернуть 3,2 млрд кредита РСХБ. Финансовые потери, ущерб РСХБ и бюджета республики можно оценивать примерно в 5 млрд рублей. Уменьшить этот ущерб за счет признания сделки с «Инвестторгбанком» недействительным приведет к затяжной судебной тяжбе и привлечению внимания влиятельных правоохранителей. Муса Мусаев
Источник: http://www.budkav.ru