Самый доступный транспорт для нашего небогатого населения, желающего сэкономить на поездках на дальние расстояния, – это, бесспорно, автобусы. Речь пойдет о междугородних маршрутах.
С автовокзалов двухэтажные автобусы или привычные «одноэтажники» отправляются строго по расписанию и после оплаченного «талона».
Можно много говорить, что путешествие из той же Махачкалы автобусным рейсом до Москвы или до какого-то другого российского города во многом уступает комфортабельности при передвижении поездом в купейном вагоне. Но автобусом дешево, хоть и сердито.
Придется набраться терпения. Длительное нахождение в автобусе еще никому не шло на пользу. Во время вояжа пассажирам приходится проводить в салоне автобуса большую часть путешествия. Здесь они не только кушают, но иногда и спят ночью. При этом много часов подряд у них даже не будет возможности встать и размяться. А если еще и соседи попадутся не из приятных… то искренне стоит посочувствовать. Обычно малоплатежноспособная публика в автобусах тоже дешевая и сердитая – маловоспитанная и малообразованная.
Придется набраться и храбрости. Ибо квалификацию водителей (обычно их бывают двое, чтоб сменялись, если путешествие из долговременных) вы лично не имеете возможность подтвердить, так что придется вверить свою судьбу и здоровье человеку, которого вы со своего места можете и вовсе не увидеть. Вспоминать о страшных автокатастрофах, произошедших по вине заснувшего или задремавшего за рулем водителя или лихача по натуре, либо которому могло стать плохо с сердцем, тоже не хочется в этой статье.
Давайте остановимся на другом аспекте нашего безопасного автопутешествия. Зачастую практикуется такая услуга от водителей транспорта – за плату они соглашаются закинуть в багажный отсек пару-другую сумок для какого-нибудь Гражданина X, что будет поджидать махачкалинский автобус в российском городе N.
Ну типа ехать самому надобность отпадает, а в роли курьера и выступит само транспортное средство и безудержное доверие к незнакомым людям. Здесь рискуют и те, которые передают посылки в другие города, сохранность им кто гарантирует? Но больше рискуют пассажиры такого рейсового автобуса, ибо о договоренностях водителей с кем-то извне они и знать — не знают.
Последние же в силу своей беспечности, порой даже не удосуживаются при «передавателе» устроить осмотр сумки, которую попросили «подвезти» в их автобусе. Таким образом и сам водитель, и его пассажиры могут стать потенциальными жертвами террористического акта. А вдруг в этой сумке взрывное устройство?
И проводи — не проводи разъяснительные беседы с руководством автовокзала, начальниками когорты водителей междугородних автобусов и лично с ними, ситуация что-то не меняется.
Доказательство тому, ряд «взрывных устройств», которые без особых проблем оказались в багажных отсеках нескольких автобусов, ехавших в Майкоп из Махачкалы и Нальчика.
Надо поспешить заметить, что это были муляжи взрывных устройств. Так, сотрудники ФСБ проводили оперативный эксперимент, в ходе которого условные террористы предложили водителям междугородних автобусов провезти в багажном отделении коробку по-братски, так сказать, ну и за плату.
Водители с маловыражающими эмоции лицами и без должной мозговой деятельности без всякой проверки приняли «на борт» опасный груз.
Что наш махачкалинский водитель, что его иногородний коллега, просто тупо взяли деньги и поставили в багажные отделения коробки с муляжами взрывных устройств, даже не удосужившись заглянуть внутрь и ознакомиться с содержимым в столь тревожное время, в столь неспокойном регионе в плане террористической обстановки. Северный Кавказ до сих пор вздрагивает от экстремизма.
Разоблачив эту поистине преступную халатность, силовики довели факты сего безобразия до руководства автотранспортных предприятий «Махачкалинская АК-1736» и «Каббалкавтотранс-1438» и обвинили самих руководителей в том, что ими недостаточно контролируется исполнение своими подчиненными норм, касающихся безопасности на транспорте.
А водителям уже грозит дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения. Однако это не решает проблему и не делает наше путешествие безопасным, ибо ради денег за услуги закрывающих глаза на всевозможные нарушения и среди водителей, и среди дагестанцев других профессий предостаточно.