2017 год в Дагестане начался с дорожно-транспортных происшествий. За 10 дней на дорогах республики случилось 32 аварии. Погибли 10 человек, 56 пострадали. И, как выяснилось, это вовсе не последствия праздничных гуляний.
Причем в правоохранительных сводках сообщается не обо всех. Либо их настолько много, и пресс-служба не успевает. Либо причина в другом. О некоторых авариях, к примеру, в МВД по Дагестану почему-то умолчали…
Каждый год в Дагестане закономерно начинается с ДТП. К сожалению, наступивший не стал исключением. По данным УГИБДД по РД, за 2016 год произошло 1533 ДТП, где 420 человек погибли и 2305 пострадали. Хотя по сравнению с 2015 годом ведомство отмечает, что произошло снижение на 15,3% (на 76 погибших).
Что ни день, то беда
Если верить сводке происшествий официального сайта Управления ГИБДД по РД, то аварии начались сразу после празднования Нового года.
1 января в 03:50 на 2-м километре автодороги Терекли-Мектеб – Нариман водитель автомобиля ВАЗ-2112 не справился с управлением, допустил столкновение с перилами моста и скончался на месте.
На следующий день к вечеру на федеральной трассе «Кавказ» недалеко от Ново-Мака Сулеймано-Стальского района ВАЗ-2110 совершил наезд на переходившего дорогу пешехода, который потом умер в Магарамкентской районной больнице.
В полночь 3 января на 3-м километре автодороги Махачкала – Шамхал виновником ДТП стал водитель «десятки», которая выехала на встречку и столкнулась с ВАЗ-217030. В первой машине помимо шофера сидели два пассажира, во второй – четыре человека. Обошлось без жертв, но все участники ДТП были госпитализированы.
Четвертый новогодний день ознаменовался гибелью пешехода в Махачкале: мужчина переходил проспект Петра Первого и был сбит автомобилем ВАЗ-217030.
7 января в селе Бабаюрт столкнулись Hyundai IХ55 и ВАЗ-2114, погибли оба водителя и пострадали два пассажира.
Но самая крупная автокатастрофа произошла 10 января. Шесть человек, включая двух детей, погибли в результате столкновения двух легковушек у села Джалган Дербентского района. По предварительной версии, один из водителей выехал на встречную полосу.
Подмена ценностей, или водителей «Приор»
Но, пожалуй, самым обсуждаемым стало ДТП, случившееся накануне рабочей недели.
Практически с первых минут после происшествия в социальные сети попали кадры горящей «Газели» и стоящего рядом Porsche Cayenne.
По первоначальной версии водитель иномарки, находясь в нетрезвом состоянии, врезался в «Газель», и от удара произошло возгорание.
Водитель горящего микроавтобуса чудом остался жив благодаря неравнодушным прохожим, которые вовремя вызволили его. Сейчас мужчина в реанимации.
При этом, как отмечают некоторые интернет-ресурсы, виновник якобы сбежал с места происшествия. Позже некоторые из очевидцев опровергнут эту версию, сообщив о том, что водителя Porsche увели сотрудники ГИБДД, «он находился в шоковом состоянии и никуда не убегал».
Что касается степени его трезвости, то очевидцы утверждают, что в машине задержанного видели «полный пакет с разной выпивкой».
Здесь также сторонники лихача пытались его оправдать, заверяя, что он прошел все алкотесты, которые показали отрицательный результат. Однако эти заключения корреспонденту КАВПОЛИТа предоставить почему-то отказались.
А в УГИБДД по РД по запросу издания подтвердили, что лихач действительно был в нетрезвом состоянии.
Практически аналогичное ДТП произошло в Кумторкалинском районе на мосту через реку Шура-Озень.
Водитель «Приоры» столкнулся с пассажирской «Газелью». В маршрутке сидели 12 пассажиров, среди которых половина пострадали, двоих пришлось оперировать. Водитель Азамат (фамилия не сообщается) находится в тяжелом состоянии.
Но об этом происшествии читатели КАВПОЛИТа вряд ли слышали, так как о нем ни в одном инфоисточнике не упоминается.
«После того как сбежал с места происшествия виновник, Азамату позвонил начальник ГИБДД Кумторкалинского района по имени Мурад и поинтересовался, помнит ли он, кто был за рулем легковушки.
Азамат подтвердил, что отчетливо помнит лицо и может опознать этого человека. Но тот предупредил его, чтобы он забыл, как выглядит виновник ДТП, и чтобы помалкивал, иначе будут проблемы.
И в итоге водителя «Приоры» вообще подменили другим человеком», – рассказывает источник КАВПОЛИТа.
Позже наш источник пояснил, что нарушителем оказался Айдемир Даимов, занимающий должность главы МО с.Учкент (Кумторкалинский район) и приходящийся шурином начальнику Кумторкалинского РОВД Бадтрудину Юсупову.
А в правоохранительные сводки, как выяснилось, попадают далеко не все события. ДТП, не повлекшие за собой жертвы, как правило, не освещаются, а только остаются во внутриведомственной базе МВД.
По данным источников КАВПОЛИТа, об этом случае уведомлен начальник Следственного управления МВД по РД Михаил Зеленский, и он затребовал материал. Назначена служебная проверка.
Почему в Дагестане часто происходят аварии?
Несмотря на приведенные в статье случаи, алкогольное опьянение водителей – чуть ли не последняя причина аварий на дорогах региона. Эксперты связывают это с религиозными убеждениями дагестанцев, исповедуюмщих преимущественно ислам.
Казалось бы, республика в этом смысле должна была стать эталоном в системе дорожной безопасности. Парадоксально, но на данный момент Дагестан – лидер по количеству ДТП в России.
И общественники, и гаишники, опрошенные нашим изданием, сошлись во мнении, что основные причины трагедий на дагестанских дорогах – это беспечность и безграмотность водителей.
Поведение большинства дагестанцев на дорогах общественный деятель Сулайман Уладиев назвал варварством, которое сильно бьет по имиджу Дагестана.
Сам Уладиев – водитель с многолетним стажем, исколесивший республику вдоль и поперек.
Самые распространенные нарушения, по его мнению, – это тот же скоростной режим, выезд на встречную полосу, проезд на красный свет, отказ включать поворотники.
«Цивилизованный человек никогда не будет ездить так, как ездим мы в Дагестане.
Это неуважение к людям, когда молодые люди не уступают, останавливаются где попало, не соблюдают дистанцию, из-за чего гибнет огромное количество людей.
Я полагаю, что половина дагестанцев не имеют никакого представления, что такое правила дорожного движения. А какая-то часть к этим правилам относится цинично и по-хамски – впрочем, так же, как и к людям.
И мы видим это каждый день. Для дагестанцев такое поведение на дорогах стало нормой. Это не норма, это преступление! Конечно, есть также момент коррупции, который нужно полностью искоренить», – сетует общественный деятель.
Акцентировал Уладиев внимание и на отсутствии правосознания у населения.
«Я считаю, что образцом соблюдения правил дорожного движения должны быть руководители правоохранительных органов, глава республики, министры, депутаты, мэры.
После этого они могут обратиться к дагестанцам не только с просьбой, но и с требованием соблюдать правила дорожного движения так же, как они их соблюдают.
А когда они видят, как поступают чиновники, люди поступают так же – нагло и цинично. Для меня эти люди – убийцы.
Думаю, что законы тоже нужно ужесточать. Тяжесть статей за нарушения ПДД нужно приравнять к наказанию за убийство. Штрафы нужно поднять чуть ли не до миллиона, а автомобили конфисковать.
Ну и подключить общественный потенциал для того, чтобы люди вели себя осознанно, а не как ведут себя в джунглях… обезьяны», – восклицает собеседник КАВПОЛИТа.
«Эти правила писаны кровью!»
В Дагестане, где основной закон – как правило, маслиат (примирение) – внедрить в сознание населения табу на определенные действия практически невозможно.
Конечно, как и во всех регионах России, местная ГИБДД проводит регулярные проверки на алкогольно-наркотическое опьянение, на наличие ремней безопасности, детских удерживающих устройств и т.д.
Но умение дагестанцев «договориться» с гаишниками приводит к ощущению безнаказанности.
Одним из выходов в этой ситуации начальник пропаганды Управления ГИБДД по РД Руслан Рагимов считает привитие знаний ПДД молодежи.
«Сейчас идет упор на образовательный процесс. Мы пытаемся подтолкнуть Минобразования Дагестана на работу с подрастающим поколением.
Потому что поколение, севшее за руль, – с ними тяжелее. А те, кого еще можно обучить, они, как пластилин, гибки и податливы. Подростку или юноше внушить легче.
Мы также выступаем в водительских коллективах, автохозяйствах, оказываем практическую и методическую помощь. Цель этих курсов – довести до народа, чем чревато нарушение правил дорожного движения», – комментирует начальник пропаганды УГИБДД по РД.
Он также затронул вопрос неправильного воспитания детей в Дагестане по части отношения к правилам дорожного движения.
Часто молодые матери переходят дорогу под ручку с детьми в неположенном месте, отцы нарушают нормы:
«У нас любят сажать ребенка на переднее сиденье. Объясняем, что у ребенка слабые мышцы, шейные позвонки. Слабенькие они еще. Маленький удар на скорости 20 км в час может привести к смерти. Для этого снимаем социальные ролики. Поэтому я всегда говорю: эти правила писаны кровью!»