Спешно избавившись от избавившись от Футбольного клуба «Анжи» Сулейман Керимов может теперь сконцентрироваться на завершении приватизации Махачкалинского морского порта, за который он спорил с Зиявудином Магомедовым.
Подводные камни приватизации
Как сообщают СМИ, приватизацию Махачкалинского порта планируется завершить в ближайшие дни, до наступления 2017 года. Пресс-службе предприятия сообщает, что необходимые документы переданы в Росимущество для последующей приватизации и изменения формы собственности предприятия.
По словам и.о. гендиректора порта Мурада Хидирова, в ближайшие дни предприятие будет преобразовано в Публичное акционерное общество. «В случае проведения приватизации стоимость чистых активов окажется отрицательной. А при отрицательной стоимости, по действующему законодательству, преобразовать ФГУП в акционерное общество нельзя», — пояснил директор порта.
Хидиров отметил, что правоохранительные органы и многочисленные комиссии установили, что 68 объектов недвижимого имущества (базы отдыха, детсады, пионерские лагеря и другие объекты социального назначения) уже проданы.
А гидротехнические сооружения (причалы, пирсы, молы, волноломы), имеющие высокую стоимость, по закону не подлежат приватизации, это собственность государства, предает РИА «Дагестан».
Напомним, ранее нынешний и. о. гендиректора ММТП Мурадхан Хидиров неоднократно предупреждал, что приватизация невозможна из-за того, что долги переввышают стоимость имущества, т. е. чистые активы шли со знаком минус, — пишет по этому поводу «Черновик».
Приватизация в таком случае, по данным источника, неминуемо привела бы предприятие к банкротству. Топ-менеджмент предприятия ссылался на то, что прежним руководством были выведены ликвидные активы, распроданы суда, краны и ряд других объектов имущества.
По словам Хидирова, суммы положенные к возвратув рамках указанного уголовного дела, оценены как дебиторская задолженность возможная к взысканию. Поэтому стоимость чистых активов положительна и акционирование возможно, приводит его слова газета.
Хидиров также заверил, что в любом случае банкротства предприятия не будет допущено. Даже если вопрос возврата долга будет решён судом не пользу порта, государство прибегнет к другому инструменту.
«Чистые активы отрицательны по балансовой стоимости имущества ММТП. Но уже являясь акционерным общества, у нас есть возможность поднять стоимость акций, пересчитав имущество по восстановительной стоиомости, прибегнув к услугам независимого оценщика», — добавил Хидиров.
Схема поглощения
И этот этап один из самых печальных в истории стратегического предприятия Дагестана. Поскольку война за обладание портом между двумя дагестанскими олигархами – Сулейманом Керимовым и Зиявудином Магомедовым очень негативно сказалась на его судьбе.
Напряженная борьба за порт с холдингом «Сумма», желавшим экспортировать через него российское зерно на Ближний Восток, и обещанная порту процедура неизбежной приватизации вынудили Сулеймана Керимова приступить к недружелюбному поглощению стратегически важного логистического центра.
Так, председатель профсоюза работников морского транспорта Валентин Сиротюк заявлял еще несколько месяцев назад, что предприятие открыто подводят к банкротству. Для Сулеймана Керимова это была привычная схема перехвата актива.
Схему поглощения махачкалинского порта можно назвать классической: через подконтрольные коммерческие структуры Сулейманом Керимовым скуплены долговые обязательства предприятия, исполнение которых одновременно начинают добиваться в судебном порядке.
Объективно не имея возможности рассчитаться сразу по всем обязательствам, махачкалинский порт сегодня стоит на пороге неизбежного банкротства, что юридически превратит его из успешного предприятия в земельный участок с изношенным оборудованием, оценка стоимости которого окажется в разы ниже.
Так, в августе этого года стало известно, что аффилированные с Сулейманом Керимовым структуры «Кама-Лизинг» и «Аролия Холдингс», заранее выкупив долги порта у «Витас Банка» в 2010 году и у Сбербанка в 2013 году, предъявили порту иски почти на миллиард рублей. То есть подготовка к этой схеме началась еще тогда.
Обе эти компании были ранее задействованы Сулейманом Керимовым в схожих операциях по поглощению тех предприятий, на которые он положил глаз. Компания «Аролия Холдингс» ранее добилась ликвидации ОАО «Авиалинии Дагестана”, предъявив иски о взыскании долга в суде.
Единственное новшество в этой схеме, которую пришлось внести стороне Керимова этим летом — это оборона Махачкалинского порта вооруженными сторонниками самого олигарха и его ближайшего партнера Магомеда Гаджиева от сторонников их конкурента Зиявудина Магомедова, пытавшегося поставить во главе порта своего человека — Андрея Гормаха.
Свой человек в приватизации
Что интересно, иски были предъявлены в аккурат накануне инвентаризации имущества порта, которую проводило руководство предприятия в рамках подготовки портовой группы к намеченной заранее приватизации. Об этих сроках и планах Сулейману Керимову было известно очень хорошо.
Поскольку Махачкалинский порт был внесен российским правительством в план «большой приватизации» госимущества на 2014-2016 годы, и должен быть акционирован до конца 2016 года. И как раз накануне этих событий Керимову удалось пролоббировать в руководство Росимущества своего человека.
Так, в конце апреля этого года новым руководителем Росимущества был назначен Дмитрий Пристансков, считающийся креатурой Сулеймана Керимова, которому предположительно и должен помочь в приватизации госсобственности.
В 2016 году Пристанскову предстояло организовать новый раунд приватизации госактивов стоимостью порядка 800 млрд рублей доходов, к участию в котором и готовится Сулейман Керимов. И Махачкалинский порт был одним из лакомых кусков в этом списке готовящихся к приватизации предприятий.
По мнениям экспертов, которые были высказаны еще в конце лета, в случае удовлетворения претензий кредиторов к порту предприятие признают банкротом и продадут по заниженной цене, либо федеральный центр решит отложить приватизацию.
Любой из возможных вариантов на руку команде рейдеров, которые либо купят предприятие-банкрот за бесценок, либо вынудят правительство отложить приватизацию «неликвидного актива» и продолжат недружелюбные действия по дальнейшему снижению стоимости его активов.
Однако последние новости свидетельствуют о том, что процесс приватизации находится на финишной прямой. И в ближайшие дни мы можем услышать о завершении данного процесса и окончательном решении судьбы спорного предприятия. Которому конфликт за обладание между Керимовым и Магомедовым пока пошел только во вред.
По данным Ассоциации морских и торговых портов (АСОП), в первом полугодии 2016 года грузооборот махачкалинского порта сократился на 24% по сравнению с тем же периодом годом ранее, составив всего 1,6 млн тонн.
Оставить за бортом Магомедова и Абдулатипова
Между тем у главы Дагестана Рамазана Абдулатипова своё видение того, как должна разворачиваться ситуация, — напоминает газета. В интервью РИА «Новости» он рассказал, что ММТП станет по-настоящему прибыльным предприятием, если федеральный центр передаст его в собственность республики, а та позволит иностранным бизнесменам купить его акции.
«С нами готовы работать инвесторы. Иранцы готовы выкупить часть акций, по такой же схеме готовы работать вьетнамцы, китайцы, турки, азербайджанцы. Махачкалинский торговый порт необходимо либо передать республике, и мы будем соответствующим образом обеспечивать его развитие…
Либо мы должны завершить его акционирование и выставить на продажу эффективному инвестору, о чем есть договоренность с министром транспорта РФ Максимом Соколовым», — цитирует главу республики источник.
Также газета напоминает, что в июле этого года в интервью РБК Абдулатипов пригрозил, что если «две группы дагестанцев» — бизнес-структуры Сулеймана Керимова и Зиявудина Магомедова — не прекратят противостояние, то порт отойдет третьей стороне.
И напоследок издание напоминает, что тогда в СМИ просочилась информация о том, что этой стороной может стать олигарх и бывший владелец Черкизовского рынка Тельман Исмаилов, являющийся выходцем из Азербайджана.
Как сообщалось, он, якобы, ведёт переговоры с руководством республики от имени турецкого холдинга Yildirim Group Inс — оператора в области кораблестроения, модернизации портового хозяйства и организации логистики по морской торговле.
Однако, если сейчас приватизация Махачкалинского порта завершается по схеме, запущенной Сулейманом Керимовым и под контролем его человека во главе Росимущества, получается, что Зиявудин Магомедов с попыткой поставить во главе порта своего человека и Рамазан Абдулатипов со своей попыткой продать порт иностранцам, остаются за бортом этой многоходовой игры Сулеймана Керимова.
А. Маликов