Руководство Агентства по дорожному хозяйству Дагестана совместно с подведомственными подразделениями продемонстрировало новую технологию строительства дорог с использованием системы 3D-нивелирования. Примечательно, что до сих пор данная система ни разу не применялась в Дагестане, и ее внедрение начали с наиболее проблемного отрезка авто-дороги Грозный – Ботлих – Хунзах – Араканская площадка.
Всего за четыре часа, пока наша делегация во главе с руководителем Агентства по дорожному хозяйству республики Загидом Хучбаровым находилась на объекте, грейдерист Виктор Штейн сравнял один километр дорожной основы и удовлетворенный работой сидел за рулем своей модернизированной техники. Тем временем остальные дорожники укатывали грунт.
На вопрос, с чем связано хорошее настроение, Виктор, улыбаясь, отвечает: « А как тут не радоваться? Я вновь полюбил эту технику. Если раньше мне приходилось по три-четыре дня тратить на выглаживание одного километра основы для дорожного покрытия, при этом постоянно отслеживать, не отошел ли я от отметок высотной разбивки, то теперь всю работу выполняет сама техника. Мне остается лишь водить грейдер вперед и назад, пока спутник управляет лопатой…»
Работы на дороге еще не завершены, но проезжающие через этот участок автолюбители то и дело, вопреки предупреждающим знакам объезда, въезжают на еще не утрамбованную основу. Останавливаем одного из таких автомобилистов и интересуемся: неужели трудно дождаться сдачи дороги?
– Не трудно, – говорит водитель, – мы можем подождать, просто желание проехать по более или менее нормальной дороге берет верх. Для нас, водителей из горных районов, такая дорога – настоящее наслаждение. Если раньше мы здесь ехали со скоростью 30-35 км в час, то теперь – все 60. Я понимаю, что со временем дорога станет еще лучше, и благодарен нашим дорожникам. Наконец и до нас дойдет цивилизация.
Желая больше узнать о новой технологии, начинаю расспросы. Начальник отдела информационных технологий Дагавтодора Петр Сулейманов подробно рассказывает о 3D-нивелировании и отмечает, что эта система – самая современная в мире и позволяет наиболее точно воспроизводить проектные решения на местности.
– Самая большая проблема при строительстве дорог – геодезия, то есть правильно вывести дорогу в продольном и горизонтальном отношениях. Для этого всегда использовалось много человеческого труда – геодезисты, мастера, а также различные приборы, однако без погрешностей не обходилось, а эта технология позволяет избегать подобных ошибок,– говорит Петр Сулейманов.
Он с энтузиазмом рассказывает о новой системе строительства дорог и отмечает, что суть технологии проста: берется проектное решение и закладывается в бортовой компьютер грейдериста, хотя на месте грейдера может быть и бульдозер, и асфальтоукладчик.
По словам моего собеседника, на сегодняшний день строительство дорог с высоким качеством невозможно без этой системы. Она применялась и при строительстве автодрома в Сочи, где предъявлялись высокие требования.
– Построить дорогу европейского качества в горах без применения этой технологии также невозможно. При строительстве автодороги Махачкала-Аэропорт применяли 2D-технологию, которая позволяет привязываться к определенной точке, а на равнине этого вполне достаточно. А вот в горной местности одновременно идут и уклон, и поворот, и с каждым метром меняется профиль дороги. Чтобы по проекту выровнять этот участок дороги, грейдеристу нужны несколько человек, которые с приборами должны его направлять. Это очень долгий процесс, так как приходится выверять каждый метр, сейчас же у него все заложено в компьютере, и он просто едет назад-вперед. Для работы по этой технологии грейдеристу нужен опыт, чтобы не делать лишних проходов, – говорит П. Сулейманов.
– А правда, что эта система работает со спутником?
– Связана со спутником не сама система. Дело в том, что неподалеку расположена базовая станция, которая и управляет этим оборудованием. С помощью роботизированного тахометра или базовой станции можно управлять оборудованием, в зависимости от того, какую точность мы хотим получить. В данном случае необходимости в миллиметровой точности нет, и поэтому используется базовая станция, которая привязывается к спутнику по системе GPS, и она уже управляет грейдером, корректируя его движение. Сигнал идет и на базовую станцию, и на грейдер, которые по радиоканалу работают совместно.
Строители могут исключить переделки, оптимизировать расход материала и снизить эксплуатационные расходы, увеличив производительность и рентабельность.
А вот что говорит о преимуществах новой системы главный дорожник Дагестана Загид Хучбаров.
– В это нелегкое для нашей страны время нам необходимо добиваться качественного результата и высокой производительности, а в кризисное время это вдвойне актуально. Мы нашли путь достижения этих двух основ успеха – модернизация. Сегодня мы являемся свидетелями модернизации и вовлечения новой технологии в дорожную отрасль. Понятно, что не все организации сегодня готовы идти таким путем. Президент РФ Владимир Путин говорит, что конкурентоспособность предприятия определяется конкурентоспособностью руководителя, и Глава РД Рамазан Абдулатипов требует от руководителей быть таковыми, а иначе желаемого результата нам не добиться.
– Дагестан, – продолжил Загид Хучбаров, – нуждается в качестве и экономическом результате. Все мы видим, что дороги, построенные пять или десять лет назад, приходится перестраивать, а мосты, прослужившие всего 20 лет, в некоторых местах менять. Наша задача заключается в том, чтобы будущему поколению не приходилось все переделывать, тратя при этом колоссальные средства. Для этого нам нужно вовлекать в дорожное строительство так называемую «думающую» технику, как 3D-нивелирование.
Если раньше грейдеристу, чтобы получить ровную поверхность, приходилось проходить по гравийному слою десять раз, то теперь достаточно и трех. Это высокая производительность и, естественно, высокий экономический результат, откуда вытекают солидные налоги и отменное качество. Это «думающая» техника, и она исключает даже минимальное отклонение от проекта. Что касается экономии, то срок службы этой техники очень продолжительный. Плюс завидная зарплата механизаторов и экономия топлива на 20%. И что самое главное – время реконструкции дорог серьезно сокращается. Технические ресурсы могут быть использованы рационально, а технология получит распространение на другие объекты.
– В течение двух лет мы планируем полностью перейти на использование системы 3D-нивелирования. Наша приоритетная задача на этот год – довести асфальтированную дорогу до пяти райцентров. С этой точки техника начнет путь в сторону райцентров Цунтинского, Тляратинского районов и Бежтинского участка. Все дорожные работы, выполняемые в Дагестане, делаются за счет республиканского и федерального бюджетов. Надо отметить, что, внедряя данную технологию, мы реализуем сразу два приоритетных проекта Дагестана – «Новая индустриализация» и «Человеческий капитал», затронут и проект «Обеление» экономики».