Особенности реформирования российского образования в том, что оно отказалось от классической советской системы, в которой во главу угла была поставлена задача давать ученикам базовые знания по всему спектру существующих знаний (потому оно и считалось фундаментальным).
Ныне все более выраженно делается ставка на ранний выбор профиля обучения. Сегодня в российских школах экзамены стали обязательными уже для учеников начальной школы. Дальнейшая подготовка к тестовым экзаменам в 9 и 11 классах предполагает выбор учеников. Они должны определить для себя гуманитарный или технический профиль, согласно которому и надо сдавать ЕГЭ. Все вроде бы логично, и требование времени, которому следует вектор развития нашего образования, на практике наших общеобразовательных школ уже отражается, однако не в должной мере и, увы, не в желаемом качестве.
Дело в том, что за реформами на местах не всегда успевают, и больше от этого страдают, конечно же, дети. Речь о том, что предоставленные самим себе в сложном и ответственном выборе своего дальнейшего пути в лучшем случае ученики могут рассчитывать на помощь и советы родителей и друзей, ну и, конечно, отдельных учителей. Часто в реалиях наших школ последнее больше мешает, чем помогает детям. Пока еще нет четко выстроенной системы помощи и ясных критериев в отборе способностей и наклонностей учеников, позволяющих определиться им в выборе своего профиля. Да и то, что лишь специалисты могут разглядеть в динамике развития ребенка его реальный потенциал, думаю, никто не станет оспаривать. В этом отношении «Буйнакский районный центр развития одарённости» имени З.З. Бамматова – однозначно пионер в Дагестане в деле раннего выявления и дальнейшего сопровождения одаренных детей.
Деятельность его финансируется исключительно из бюджета района. В настоящем работа центра, тесно интегрированная в общеобразовательную систему района, востребована учениками и полезна для деятельности преподавательских коллективов школ района. Центр также является экспериментальным участком, начинанием, которое потенциально может стать одним из пунктов приоритетного проекта развития РД «Человеческий капитал», то есть множиться в масштабах республики. Основными целями работы центра являются организация и координация работы по выявлению одаренных детей, создание условий для развития их способностей, повышение квалификации педагогических кадров и специалистов, работающих с одаренными детьми, оказание им консультативно-методической помощи. Для выполнения этих целей центр реализует дополнительные образовательные программы и программы профессиональной подготовки.
Система работы, разработанная центром, включает в себя прежде всего создание банка данных одарённых детей Буйнакского района по всем направлениям, выявление и поощрение их посредством различных проектов и конкурсов. Говоря проще, центром ведется целенаправленная, методичная, системная работа по выявлению способностей у учащихся. В настоящий момент в банк данных одаренных детей (а это подробные анкеты и характеристики учеников) вошли 1118 учащихся по 19 различным направлениям. Банк постоянно пополняется, отбор проводится специальным тестированием. В 35 образовательных учреждениях района в настоящем есть представляющие центр ответственные (тьюторы) по работе с детьми, которые координируют работу по этому направлению на местах и являются связующим звеном с Буйнакским районным центром развития одарённости.
— Естественно, на этом работа с детьми не завершается, — рассказывает директор центра Аида Залимханова, — напротив, она на этом этапе набирает обороты. В дальнейшем детей квалифицированно сопровождают для участия в предметных олимпиадах разного уровня и других мероприятиях интеллектуально-познавательной направленности на региональных, всероссийских, международных уровнях. Ученики берутся под нашу опеку, осуществляется педагогическое сопровождение одаренных детей с целью предоставления им дополнительных общепредметных знаний и формирования предметных компетенций. Блеск в глазах и задор, с которым Аида Залимханова рассказывает о центре, внушает доверие. Надо очень любить детей, чтобы так вдохновенно рассказывать о своих подопечных, успехи которых выставлены на фотостендах и в подробных отчетах, разложенных на полках комнат центра. Кстати, центр продвинут и в Интернете, о его деятельности в деталях можно ознакомиться на страницах сайта по адресу: www.buynaksrco.dagschool.com/.
Похвально, что все здесь изложено открыто, доступно и красочно. Впечатлило ежегодное печатное издание центра, сборник произведений, а это проза и стихи одаренных детей школ Буйнакского района. Листаю. Многое на родных языках: кумыкском, аварском, даргинском. Но и на русском есть что почитать. Удивлен. Не ожидал, что дети так ярко и образно могут выражать свои мысли и чувства. Вот это да! — Увы, но в наших школах пока недостаточно развита профилизация, — говорит Аида Залимханова. Между тем обязательность профориентационных мероприятий в начальном среднем звене, направленных на выявление предметных склонностей каждого учащегося с последующим разделением изучаемых предметов на углубленно изучаемые и дополнительные, очевидна. Гуманизация образования, новые требования к общеобразовательной школе предполагают индивидуальное «подключение» ребенка к мировой системе научных знаний с учетом его наклонностей и способностей, обучение его способам поиска необходимой информации и умению ею пользоваться.
— Самоопределение, — утверждает директор центра, — должно возникать к концу учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. К сожалению, мало кто из выпускников достигает того уровня личностной зрелости, который необходим для формирования самоопределения. Поэтому при выборе профессии молодые люди чаще руководствуются самыми различными критериями: престиж профессии, ее популярность, влияние родителей, друзей и т.д. В решении этой проблемы может быть, например, два пути: либо помочь подростку в достижении требуемого для самоопределения уровня личностной зрелости ко времени окончания школы, либо отсрочить выбор профессии и поступление в учебное заведение до достижения им возраста психологической зрелости. — Мы в центре способствуем как раз раннему формированию этой личностной цельности и зрелости. Развитию способностей учащихся способствует также посещение детьми различных творческих объединений.
Для реализации и развития способностей учащихся можно использовать дополнительную систему образования в форме клубов, студий, секций, организованных центром. У нас функционируют около 60 групп детских объединений, реализующих программы дополнительного образования самой разной направленности. Комната с интерактивной доской, овальный стол — это главный зал центра. Здесь собирают советы, подводят итоги всевозможных конкурсов, ежегодно чествуют лучших учеников, проводятся телемосты – такой, например, не так давно был с Канадой. Как рассказывает руководитель, в центре все планы работы, как правило, реализуются. Так было и в прошлом учебном году. Все районные и республиканские конкурсы, олимпиады, организационно-массовые мероприятия проведены успешно. Награждены призами и грамотами 285 победителей и призеров различных конкурсов на общую сумму 141190 рублей. Проведено 23 районных конкурса. В этом году итоги еще не подведены, но уже сегодня ясно – масштабы выросли. — Районный конкурс исследовательских проектов учащихся в этом году прошел в два этапа.
На конкурс было представлено 45 проектов, а защита исследовательских проектов учащихся и конференция по её результатам состоялись 24 марта. Особо была интересна работа ученика Такалайской СОШ («Птицеводство в моем селе»). Всего же двенадцать финалистов конкурса были награждены подарочными экземплярами книг, им были вручены юбилейные медали «К 90-летию Буйнакского района». P.S. Безусловно, опыт работы Буйнакского районного центра актуален сегодня, потому что государство ставит перед школой задачи: подготовить за годы обучения в школе всесторонне образованного, эрудированного человека, умеющего выбирать из многообразия знаний свое и нацеленного к дальнейшей углубленной специализации своего образования. Результат в Буйнакском районе уже есть, и большие достижения учеников еще будут.