Фермер – главная фигура

За четверть века с момента провозглашения приоритетом развитие фермерских хозяйств мало что пришло к логическому завершению, да и просто сдвинулось с места. Такая политика предыдущих лет уже привела к ежегодному сокращению количества КФХ, а в дальнейшем при сохранении таких же приоритетов и целей нас ожидают деградация сельхозпроизводства и сельского уклада жизни в целом, окончательный отток населения из сельской местности, потеря культуры, языка и много других неприятных явлений.

http://priord.ru/

О том, как не допустить развитие такого сценария и что делать, мы поговорили с руководителем Ассоциации фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Дагестана (АФКОД) Магомедом Абдурахмановым. Если коротко изложить наш разговор с М. Абдурахмановым, то суть его в том, что необходимо срочно совершенствовать не только обсуждаемый приоритетный проект развития Дагестана «Эффективный АПК», но и всю аграрную политику республики. В районах необходимо либо перепрофилировать районные управления сельского хозяйства в информационно-консультативные центры сельхозпроизводителей, либо создать такие центры на базе МФЦ. Здесь фермеры смогут получить ответы по вопросам ведения бухгалтерского и налогового учета, получения субсидий, участия в грантовых программах, подготовки документов на получение кредитов. Здесь же они будут получать информацию и рекомендации о новых технологиях, новых сортах растений и породах животных, о том, какие культуры наиболее востребованы на рынке и рентабельны в их селе или районе. С учетом уровня наших фермеров, по словам собеседника, это первая и основная задача.

Вторая задача – развитие кредитной кооперации. На начало 2015 г. из 34 местных коммерческих банков осталось 4. Освободившиеся банковские кадры необходимо срочно переучивать на специалистов кредитной кооперации. Рекомендовать органам местного самоуправления каждого сельского района создать хотя бы по одному кредитному кооперативу. На республиканском уровне создать фонд поддержки сельской кредитной кооперации и гарантийный фонд, предусмотрев целевое выделение средств из бюджета. Далее под поддержку регионального бюджета можно привлечь средства кредитных кооперативов окружного и федерального уровней. Следующая задача – развитие продовольственной кооперации, где важна связь с кредитной кооперацией и информационно-консультативной работой на местах. Важно, чтобы этот процесс зародился «снизу», а не «сверху». Иначе мы гарантированно получим коррупционную систему. Чтобы активизировать низовую деятельность, требуется соблюдение как минимум двух условий: наличие независимого финансирования и полная поддержка Главы республики.

Ну и необходимо перестроить стиль работы с командно-административного на государственно-частное партнерство. Это основные предложения. Однако решение их взаимосвязано и с такими острыми вопросами, как необходимость земельной реформы, сбыт готовой продукции. По совершенствованию системы управления АПК мой собеседник имеет также предложения. Он предлагает создать в республике земельный банк, задача которого – администрирование и управление земельными ресурсами и организация приватизации земли сельскохозяйственного назначения. Также разрешить на льготных условиях и по облегчённой процедуре приватизацию земель сельхозназначения главам КФХ, у которых земельные участки находятся на праве пожизненно наследуемого владения и бессрочном пользовании, предусмотреть выкуп сельскохозяйственных земель вышеуказанной категорией граждан в рассрочку от 5 до 8 лет. Немаловажный вопрос — организация сбыта сельхозпродукции.

В республике назрела необходимость создания многоуровневой системы оптово-распределительных центров (ОРЦ). ОРЦ на локальном (муниципальном) уровне объединит в себе функции логистического центра и оптово-распределительного. ОРЦ регионального уровня объединяли бы оптовые партии продукции из локальных ОРЦ и обеспечивали транспортировку товара для дальнейшей реализации в межрегиональные ОРЦ на перерабатывающие предприятия для биржевой торговли и госзакупок. Как первый, так и второй уровни ОРЦ должны строиться на кооперативной основе, объединяя малых сельхозтоваропроизводителей и помогая им решать задачи по реализации производимой ими сельхозпродукции в рамках государственно-частного партнерства.

Создание системы ОРЦ в рамках государственно-частного партнерства связано с привлечением частных инвестиций, а также с более активным участием государства через специальные кредиты Россельхозбанка сроком на 5-7 лет и через выдачу необходимых гарантий для облегчения доступа к банковским финансовым продуктам. Однако ничего не поможет, если не совершенствовать систему управления АПК. Главной фигурой-производителем в сельском хозяйстве должен быть фермер, а не глава личного подсобного хозяйства или руководитель агрофирмы или агрохолдинга, как это сейчас навязывается Минсельхозпродом и преподносится статистиками. Соответственно необходимо развивать институты фермерского самоуправления, их инфраструктуру и управленческое взаимодействие с их объединениями. Необходимо определить несколько пилотных районов, в которых количество КФХ более 200 (например, Каякентский, Буйнакский, Кизилюртовский), для развития в них организаций фермерского самоуправления в организационно-правовой форме НКО и апробировать новые подходы и решения для этих районов.

Шамиль Зулкарнаев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *