С наступлением нового учебного года вновь становится актуальной проблема школьных автобусов.
Сегодня их в республике – 460. Понятно, этого количества недостаточно для обеспечения перевозки всех детей, проживающих далеко от школы. Трагический случай произошел 1 сентября текущего года в местности Кривая Балка в Кировском районе Махачкалы. Ученица первого класса погибла, когда попыталась воспользоваться маршрутным транспортом, неосторожно пересекая автотрассу. Но и там, где детей перевозит школьный автобус, требуется серьезное внимание к обеспечению безопасности. Известно, требования по содержанию пассажирского транспортного средства гораздо более ответственные, чем, скажем, обычного легкового, тем более когда такой транспорт находится на балансе учреждения, совершенно не приспособленного для этих целей. Тут и ежедневный медицинский осмотр водителя лицензированным лицом, и ежедневный техконтроль, и утверждение маршрутов. Нельзя забывать, что автобус, даже если он и новый, имеет свойство ломаться, а потому для поддержания его в исправном техническом состоянии необходимо иметь хоть какую-то ремонтную базу. К тому же автобусом для перевозки детей должен управлять квалифицированный водитель, имеющий стаж вождения и обязательную категорию «Д» в водительском удостоверении. Ну и, наконец, водителю, взявшему на себя серьезную ответственность за безопасность детей, необходимо платить достойную зарплату. Надо ли говорить, что возможности для всего этого у школы нет. В школах нет гаража, механиков, способных содержать вверенную им технику, да и квалифицированного водителя с категорией в школу зазвать трудно. Справедливости ради надо сказать, что при желании и благодаря настойчивости местной администрации, на балансе которой и находятся школьные автобусы, проблема их содержания хоть как-то решается. Например, директор Махачкалинской общеобразовательной школы №4 Ирина Пашук заверила, что никаких особых трудностей с содержанием и эксплуатацией двух школьных автобусов она не испытывает. ГСМ, хотя и с большим опозданием, все-таки выделяют, медосмотр и техосмотр тоже осуществляются согласно закону. Так же без существенных проблем содержится автобус в муниципальной специализированной общеобразовательной школе-интернате для слабослышащих детей. Заведующая учебной частью Махачкалинской школы №8 Светлана Малиотаки, в недавнем прошлом начальник отдела образования Советского района г. Махачкалы, рассказала, что в свое время выступала с инициативой создания своеобразного Центра транспортного обслуживания школ района силами автоколонны №1736, но ответа от чиновников так и не дождалась. В Управлении ГИБДД республики проблему содержания и эксплуатации школьных автобусов признают злободневной и требования по обеспечению безопасности при перевозке пассажиров, (особенно детей), предъявляют закономерные. Комментарий специалистов: Заместитель начальника отдела технического надзора Управления ГИБДД МВД России по РД Руслан Гаджибагомедов относительно школьных автобусов высказался категорично: «Проблем по этому вопросу очень много. Приходится констатировать, что детей в нашей республике возят с грубыми и серьезными нарушениями. Согласно Федеральному закону №196 от 1995 года «О безопасности дорожного движения» все организации, имеющие на своем балансе автотранспортные средства, должны обеспечить прохождение водителем медицинского осмотра, а автотранспорта — технического предрейсовового контроля, что является настоящей головной болью как для владельцев автотранспорта, так и для органов контроля. В тех случаях, когда собственных возможностей для обслуживания нет, можно было бы заключать договоры с автотранспортными предприятиями, но для этого нужно определенное финансирование. Большую озабоченность также вызывают маршруты движения школьных автобусов, причем по опасным дорогам, как, например, в Дахадаевском районе. К тому же есть случаи управления школьными автобусами водителями в нетрезвом состоянии, как это было зафиксировано в Ахтынском и Новолакском районах». Заместитель начальника управления образования г. Махачкалы Зумруд Магдуева: «Проблем с содержанием школьных автобусов нет. Медосмотр водителей решается по договору с ближайшими поликлиниками так же, как и предвыездной технический осмотр самого транспортного средства за счет сотрудничества с транспортным предприятием. Вопрос с финансированием решается за счет спонсоров».