Кому интересно море-помойка?

Про этот объект дагестанские чиновники говорить не любят. Даже Абдулатипов, который не оставляет без комментариев практически ни одно событие в жизни республики, о самом масштабном долгострое Дагестана особо не распространяется. Правда, объект этот совсем не простой и иногда сам напоминает о себе нашей элите, проживающей в особняках вдоль побережья Каспия. Чаще всего это случается в дни, когда дует несильный норд, и к запаху водорослей и йода примешиваются ставшие привычными ароматы фекалий. Или когда вип-детвора просит у вип-папы разрешения окунуться в море, которое практически стучит в ворота. И нежный отец объясняет наследникам, что купаться в этом море никак нельзя, потому что оно слишком грязное и опасное…Работы по прокладке канализационного коллектора между Махачкалой и Каспийском начались в далеком 1986 году. В другом веке и в другой стране, где намеченные планы, как правило, выполнялись, а объемы предполагаемых вложений не служили предметом постоянного торга между центром и регионами. Помню, тогдашние чиновники говорили о том, что в ближайшие годы Каспий станет самым чистым морем страны и дополнительные десятки тысяч туристов будут ежегодно приезжать в солнечный Дагестан.

Нынешние чиновники тоже любят рассуждать о толпах туристов. Но забывают при этом про вездесущий интернет: стоит в поисковике забить вопрос о купании в Каспии — выскакивает куча статей, самая безобидная из которых учит, как не заболеть, купаясь в море на дагестанских пляжах. На фоне недостроенного коллектора и мрачных сводок Роспотребнадзора все прекрасные проекты по развитию морского туризма в Дагестане представляются масштабным блефом, в который не верит никто, в том числе и их авторы. Кому интересно море-помойка, которое в ближайшие годы, скорее всего, станет еще грязнее? Республике удалось защитить в Москве свои планы по масштабному строительству агломерации Махачкала — Каспийск. Во всяком случае, месяц назад правительство России озвучило планы по финансированию крупного инвестиционного проекта в Дагестане «весом» аж в 100 млрд рублей. И хотя конкретно проект назван не был, очевидно, что речь идет как раз о возведении мини-городов между Махачкалой и Каспийском, первым из которых станет Порт-Петровск на месте разрушенного ипподрома.

Правда, остается призрачная надежда на то, что часть инфраструктурных миллиардов (Москва финансирует крупные строительные проекты, выделяя деньги на создание инфраструктуры) будет направлена на прокладку коллектора, который, несомненно, является центральной частью инфраструктуры новой агломерации. О том, сколько денег нужно для полного завершения работ и каковы перспективы строительства коллектора, корреспондент «НД» побеседовал с руководителем ООО «Тоннельспецстрой» Казбеком Курбановым, который с вынужденными перерывами, пришедшимися на годы застоя, строит этот объект вот уже двадцать девятый год.

— Казбек, так получилось, что интервью у вас я беру примерно раз в пять лет. И каждый раз я пытаюсь выпытать у вас, когда, наконец, будет завершен коллектор. В 2005 году (на тот момент было пройдено примерно 4,5 километра тоннеля) вы сказали, что этого не знает никто, поскольку неизвестно, как будут решаться вопросы с финансированием объекта. При этом вы говорили, что если деньги будут выделяться регулярно и в полном объеме, то тоннель можно завершить за три-четыре года. В следующий раз мы говорили с вами уже в 2011 году. На тот момент вы прошли чуть больше шести километров и по-прежнему уверенно говорили, что при устойчивом финансировании готовы завершить проходку тоннеля за три года.

— На сегодня мы прошли чуть больше 9 километров из 15. До конца года должны пройти 10. Правда, я не уверен, что до конца года доработаю; похоже, этот объект меня «победил»… И по срокам вам ничего сказать не могу, поскольку от меня зависит немного. Будут деньги — коллектор можно закончить за два года, не будут — всё растянется еще лет на десять.

— А сколько денег необходимо для полного завершения работ?

— Сложный вопрос. Нет, я прекрасно знаю, что для завершения самого коллектора необходимо около 2 млрд рублей. Но дело в том, что даже после того как тоннель будет сдан, система очистных сооружений не заработает, поскольку проект в свое время был подготовлен очень некачественно. Многие важные позиции в нем попросту упустили. Смотрите, этот документ подготовлен специалистами муниципального казенного учреждения «Дирекция строящегося объекта “Расширение и реконструкция (2-я очередь) канализации в Махачкале”». Вот это место, обратите внимание: «В утвержденном техническом проекте не были учтены — пропущены следующие виды работ: аварийные затворы перед главной канализационной насосной станцией — 2, сметной стоимостью в текущих ценах 135, 989 млн руб.; глубоководный выпуск сточных вод — 1194,33 млн руб.; гидроизоляция внутренней поверхности тоннеля — 1800 млн руб.; электроизоляция — 150 млн руб. Канализационная насосная станция-2. В сводной смете была заложена стоимостью 647,364 млн руб., а фактическая стоимость объекта в текущих ценах составляет 1600 млн руб. Кроме того, на период утверждения проекта не был учтен НДС в размере 878, 458 млн руб., поскольку на тот момент подобного налога в стране не было. Итого объем пропущенных и неучтенных работ по объекту составляет 5758,7 млн руб. по состоянию на 01.01.2013». Да, за прошедшие два года эта цифра немного сократилась, сейчас речь идет примерно о пяти недостающих миллиардах.

— Невеселая арифметика, очень невеселая. Понятно, что об этих пяти миллиардах вы сказать ничего не можете. Давайте поговорим о двух миллиардах, необходимых для завершения работ по прокладке коллектора. В свое время чиновники администрации Махачкалы, рассказывая о планах по реализации проекта «Лазурный берег», уверяли меня, что расходы по прокладке туннеля включены как в федеральный, так и в республиканский бюджеты, подтверждая свои слова копиями соответствующих финансовых документов.
Получается, оба бюджета не выполнили своих обязательств?

— Только один — республиканский. Москва все свои обязательства по коллектору выполнила. Республика же (а финансирование строительства согласно договору между Дагестаном и Минстроем РФ осуществляется в пропорции 50:50) недодала за эти годы примерно 1,7 млрд рублей, примерно столько, сколько необходимо для завершения всех работ по проходке.

— Тогда непонятно, почему федералы продолжали финансирование. Обычно в случаях невыполнения одной стороной договорных обязательств вторая тут же прекращает выделение денег. Правда, знакомый строитель, выполняющий федеральные подряды, в свое время уверял меня, что финансирование зависит не от договоров, а от процентов отката. Не хотите поговорить об этом?

— Честно говоря, нет, тем более что, как я уже вам сказал, в ближайшем будущем планирую с этого объекта уйти. Можете написать «по личным обстоятельствам». Не в моих правилах хлопать дверью перед уходом. Кстати, в какой-то мере ответ на ваш вопрос дает письмо первого заместителя Минстроя РФ Леонида Ставицкого на имя председателя правительства РД Гамидова, датированное июнем этого года. В нем речь идет о том, что за 2014 год республика недовложила в строительство объекта 163,62 млн руб. Вместо этого правительство РД представило в Минстрой РД гарантийное письмо, пообещав вложить эти деньги в 2015 году. Однако сделано этого не было, и Москва сегодня полностью прекратила финансирование объекта. Оно будет продолжено лишь после того, как республика закроет долги 2014 года.

— Получается, помочь республике может только чудо, и мы еще много-много лет будем вынуждены купаться в коктейле из морской воды и канализационных отходов.

— Я вам сейчас скажу одну крамольную вещь: даже если чудо произойдет и федеральный центр в полном объеме профинансирует работы на этом объекте, мы через три года (это в лучшем случае) лишь частично решим проблему цивилизованного сброса в море махачкалинских стоков.

— Казбек, давайте по пунктам. В начале разговора вы говорили, что можете построить коллектор за два года.

— Все правильно. Минимум три года уйдут на строительство насосной станции, которая еще даже не спроектирована. Лишь на днях Ростовский институт «Гипрокоммунводоканал» приступил к ее проектированию. Обычно на это уходят 6—8 месяцев, плюс само строительство, это еще примерно два с половиной года. Что касается того, что проблема будет решена лишь частично… К нашему коллектору не подведены стоки северной части города. Махачкала I, Семендер, район ДОСААФ, элитные постройки вдоль моря по-прежнему будут сбрасывать стоки в Каспий, так что речка Воняйка еще не скоро поменяет свое название.

В свое время планировалось подключить эти районы к нашему коллектору, проложить еще один тоннель под Махачкалой. Это примерно те же 15 километров. Идея страшно затратная, но в Дагестане такие любят, поэтому у нее и сегодня много сторонников. Хотя намного бюджетнее бы было построить северные очистные сооружения в районе той же Нефтебазы, направив сюда все окрестные стоки, включая стоки Семендера. В дальнейшем можно было бы проложить туда канализацию из сел Новостроя, но это уж дело далекого будущего.

— Последний вопрос. Почему, проработав 29 лет на строительстве коллектора, вы сегодня хотите уйти?

— Надоело сидеть с протянутой рукой, каждый рубль выбивая с боем. Надоело потребительское отношение дагестанских чиновников к бизнесу. Надоели постоянные споры о расценках — на фоне стремительно выросших цен наши чиновники пытаются заставить меня работать по расценкам прошлых лет.

Между тем у меня есть несколько интересных предложений из других регионов, где специалистов моего уровня ждут с распростертыми объятиями. Поэтому я уже демонтировал оборудование на двух проходческих участках из трех, в сентябре планирую законсервировать последний в районе шахты №6 (это начало улицы Ленина в Каспийске). Не хочу больше пробивать лбом стену, когда можно просто работать и зарабатывать.

Источник: http://ndelo.ru/news/ekonomika/komu_interesno_more_pomoyka/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *