О хаосе в сфере пассажирских перевозок говорят давно и на всех уровнях.
В отрасли необходимы коренные перемены. И первые шаги в этом направлении, выразившиеся в выходе на маршруты новых автобусов в Махачкале, уже сделаны. Сегодня практически весь остальной бизнес автоперевозок находится в «тени». В результате из-под налогообложения выводятся огромные суммы. Речь идет о десятках миллионов рублей ежегодно.
Профессионалы отрасли давно указывают на болевые точки и предлагают пути решения проблемы. Сегодня мы беседуем с начальником территориального отдела Государственного автодорнадзора по РД Муртазали
Муртазалиевым. Эта структура занимается выдачей лицензий на различные виды автоперевозок, в том числе пассажирских, и следит за соблюдением правил лицензирования.
-Муртазали Бивболаевич, какие проблемы существуют в сфере пассажирских перевозок?
— Основной проблемой я бы назвал нелигитимную перевозку пассажиров.
В течение последних двух лет наблюдается тенденция значительного снижения количества владельцев лицензий на право осуществления перевозок пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек. В то же время количество регулярных автобусных маршрутов, как и количество работающих на них автобусов, не уменьшается. Такое положение, на мой взгляд, складывается из-за того, что перевозчики в массовом порядке переходят к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые, используя лазейки в существующем законодательстве, попросту занимаются «крышеванием», не выполняя должным образом обязательных требований по обеспечению безопасности перевозочного процесса и зачастую даже не соблюдая необходимые процедуры по оформлению трудовых отношений с водителями.
— Какие меры принимаются, в том числе и вами, для исправления ситуации?
— К сожалению, наши полномочия в области контроля за последнее время значительно урезаны. К примеру, не так давно было отменено лицензирование перевозок пассажиров по заказу. Результатом этого стало массовое несоблюдение перевозчиками требований законодательства. Привлечь к административной ответственности перевозчиков, осуществляющих регулярные перевозки под видом заказных, затруднительно. Очень сложно, а порой и вовсе невозможно собрать доказательную базу, подтверждающую факт осуществления таких перевозок. В законодательстве отсутствует четкое разграничение регулярных перевозок и систематических заказных перевозок. Не исключается возможность использования фиктивных договоров фрахта, пассажиры в большинстве случаев отказываются давать показания о произведенной ими оплате проезда. В связи с отменой лицензирования заказных перевозок мы не имеем возможности создания полной базы данных перевозчиков.
— Сегодня много споров, какой должна быть организационная форма управления пассажирскими перевозками. Сейчас это управление происходит через МУПы. Как бы вы оценили деятельность этих структур?
— По результатам мониторинга на территории Дагестана пассажирскими перевозками занимаются более 9 тысяч автобусов. Из них свыше половины находятся в муниципальных унитарных предприятиях. Межмуниципальные и межсубъектные маршруты обслуживают около 4 тысяч автобусов.
Во многих городах организаторами и перевозчиками одновременно выступают МУПы, что противоречит закону. В силу своего статуса они монопольно заняли все городские маршруты и не допускают на маршруты других перевозчиков с лучшими условиями технической эксплуатации и перевозки пассажиров. Заключенные руководителями МУПов арендные договоры не соответствуют требованиям Гражданского кодекса РФ. Складывается ситуация, когда несколько лицензиатов вывели из-под налогового учета около 5 тысяч перевозчиков.
Созданные в городах Махачкале, Буйнакске, Кизилюрте, Хасавюрте, Избербаше, Дагестанских Огнях муниципальные предприятия по обслуживанию населения пассажирским транспортом являются номинальными.
Проверки показывают, что МУПы работу водителей не контролируют.
Сегодня основное внимание обращается на недостатки во внутригородских перевозках. Меньше говорится о междугородных маршрутах, хотя ситуация там не лучше. Более 60 процентов маршрутов горного направления обслуживают перевозчики стихийно. На маршруты становятся по своему усмотрению. Под видом заказных фактически осуществляют регулярные перевозки. Систематически допускают нарушения транспортного законодательства, подвергая жизнь и здоровье пассажиров опасности.
Вынужден признать, что эффективность принимаемых нами мер по отношению к нарушителям оставляет желать лучшего. Одни и те же нарушения повторяются из года в год. Поэтому нами в дальнейшем чаще будут применяться меры административного воздействия, такие как дисквалификация руководителя, приостановление действия лицензии или ее аннулирование через суд, а также направление должностных лиц на переаттестацию. К таким предприятиям, где отсутствуют условия для проведения медицинских и технических осмотров, где не соблюдаются требования федерального законодательства в области организации пассажирских перевозок, мы будем предпринимать все меры административного воздействия для отстранения их от рынка транспортных услуг.
Решение проблемы пассажирских автоперевозок может стать реальным вкладом в реализацию приоритетных проектов развития Республики Дагестан, «Обеление» экономики», «Эффективное государственное управление» и «Эффективное территориальное развитие».
Дагестанская правда
Источник: http://priord.ru/index.php/smi/item/30-ot-nalogov-na-polnoj-skorosti