Значительная часть населения горного Дагестана в ХII веке находилась в самом начале переходной стадии от первобытнообщинного строя к раннефеодальному.
Анализируя социально-экономическую сущность активного сопротивления горцев в этом столетии исламизации, подчеркнем объективный смысл этой борьбы. Народные массы сопротивлялись феодально-эксплуататорским порядкам, прикрывавшимся религиозным знаменем, а феодализирующаяся знать горного Дагестана отстаивала в борьбе против ислама свою монополию на эксплуатацию своего народа, хотя сами участники субъективно осознавали её как борьбу по чисто религиозным мотивам.
Говоря о военных походах горцев в этот период, упоминаниями о которых пестрят местные источники, следует отметить, что различные социальные слои населения горного Дагестана принимали в них участие исходя из совершенно разных социальных предпосылок. Для широких народных масс участие в таком походе было либо справедливой ответной мерой на исламские набеги на них феодального Дербента, либо продолжением традиций периода военной демократии. Для феодализирующейся знати те же походы были наполнены иным социальным содержанием — это были типичные феодальные междоусобицы с целью насильственного присвоения чужого имущества не только ради обогащения, но и увеличения социального веса и влияния феодальной верхушки. Таким образом, феодалы, возглавлявшие эти военные мероприятия, выступали по отношению к большинству их участников (свободных общинников) лишь как военные предводители, но по отношению к своим вассалам и феодально зависимым ополченцам они уже являлись сюзеренами. Нередко они вступали как «третья сила» в борьбу дербентских феодалов между собой или в их борьбу с ширваншахами.
«Тарих ал-Баб» содержит упоминания о многих таких походах.
Под 968 годом дается запись об участии серирцев в междоусобной борьбе против ширваншаха на стороне дербентского эмира. Феодальный характер этого предприятия лишний раз подчёркивается тем, что серирцы попытались добиться каких-то выгод для себя в Дербенте, но безуспешно: дербентцы смогли одержать верх и даже отобрать у них добычу, захваченную в Ширване. Через три года, в 971 году, серирцы подступили к Дербенту и одержали победу над дербентцами, причём перебили около тысячи горожан.
В 1033 году феодальная дружина русов и алан, предпринявшая ранее грабительскую экспедицию в Ширван, но ограбленная в свою очередь дербентцами, вознамерилась взять реванш и двинулась на Дербент. Однако дербентцы сумели перехватить её в Карахе, который к этому времени уже считался исламским центром. Карахцы стали союзниками дербентцев, и их соединенными усилиями «властитель алан был силой отражён от ворот Караха и навсегда были прекращены притязания неверных» на эти исламские центры. Можно предполагать, что исламизация Караха и его союз с Дербентом значительно ускорили темпы феодального развития этой части Дагестана.
В 1037 году шанданцы подступили к Дербенту, однако были отражены, причем обе стороны понесли значительные потери. Этот поход шанданцев можно рассматривать как ответный удар на неоднократные исламские набеги дербентцев на Шандан.
В 1040 году хайдакцы взяли цитадель ал-Баба (нынешнюю Нарын-калу), разрушили среднюю стену города, захватили в плен эмира Абд ал-Малика и его жену Шамкуйе — дочь ширваншаха. В данном случае хайдакцы вмешались в распрю между эмиром и раисами Дербента как «третья сила» на стороне раисов. Это типичный случай использования в своих целях феодальных междоусобиц.
В 1064 году хайдакцы вновь вмешались в междоусобицу между эмиром и раисами Дербента, но уже на стороне эмира и по его просьбе, причем одержали победу над раисами. Раисы не остались в долгу. В том же 1064 году они вступили в союз с серирцами и «различными тюрками» и напали на Дербент, где безраздельно властвовал эмир. Они успели угнать дербентское стадо. Однако к эмиру подошла помощь от его родственников — феодальных владетелей Табасарана, в то время как раисы вели себя пассивно и не оказывали прямой военной поддержки своим союзникам — серирцам. В результате последние потерпели поражение и вынуждены были отступить.
Типичным для раннефеодального периода стал и набег гумикцев на Дербент. Пользуясь ослаблением Дербента вследствие обострившихся противоречий между эмиром и раисами, «гумикские неверные напали на селения ал-Баба, убили много мусульман и разграбили их имущество. Затем, положив харадж на оставшихся в живых, они вернулись домой».