Pink Floyd выпустил прощальный альбом
Долго же пришлось ждать фанатам одной из самых влиятельных и наиболее успешных групп в рок-музыке новую «вещь», как сейчас принято называть музыкальные альбомы. Альбом «The Endless River» («Бесконечная река») британская рок-группа Pink Floyd шлифовала и доводила до блеска целых 20 лет. Двадцать лет!
Пятнадцатый и последний студийный альбом Pink’ов основан на студийных записях, сделанных при подготовке альбома «The Division Bell» 1993-1994 годов, и неформально назван «лебединой песней Рика Райта», клавишника группы, скончавшегося в 2008 году от рака. Знаменитая своими философскими текстами группа попрощалась с поклонниками практически без слов. В прямом смысле. Десять из одиннадцати треков — это затяжные аккорды, атмосферное, обволакивающее, ненавязчивое звучание. Не надо напрягаться, шевелить ногой в такт или прыгать на кровати, махая хайером. Берег тихой реки и мысли о бесконечности на фоне качественного эмбиента.
Но не всем это нравится. Журнал «Афиша» в статье «The Endless River»: новый альбом Pink Floyd как плевок в реку времени» приводит слова Фила Тейлора — гитарного техника группы с 1974 года:
ЗНАМЕНИТАЯ СВОИМИ ФИЛОСОФСКИМИ ТЕКСТАМИ ГРУППА ПОПРОЩАЛАСЬ С ПОКЛОННИКАМИ ПРАКТИЧЕСКИ БЕЗ СЛОВ. В ПРЯМОМ СМЫСЛЕ.
— Возможно, в 1993-м материал для «The Endless River» казался им чересчур экспериментальным; но скорее всего они просто сочли его недостаточно хорошим даже для сайд-проекта. Двадцать лет спустя эта музыка стала еще более несовременной, зато появились другие мотивы для ремастеринга и записи: сентиментальный (память о Райте), технологический (новые возможности), ностальгический – в конце концов Гилмор вполне мог признаться себе, что не сочинит сейчас ничего лучше.
Роберт Садуллаев, гитарист дагестанской группы «Розовое здание»:
— История группы уже закончилась, иссякла, и этот альбом — символическое закрытие последней страницы. Это некий рефрен, отзвуки разных этапов их творчества. Думаю, что человек, ранее не слышавший ребят, не вступит в ряды фанатов после прослушивания «The Endless River». Его нельзя сравнить с первым и вообще другими. Это пояснение того, что уже давно висело в воздухе — конец.
Вали Муртузалиев, djVilly:
— Я не завзятый «пинкфлойдоман», но такие альбомы, как выпустил сейчас Pink Floyd, всегда слушаешь хотя бы ради интереса. «The Endless River» — это просто хороший альбом. Не такой выдающийся, на мой взгляд, как были у Pink Floyd с начала 70-х годов вплоть до «The Wall», и даже не приближается по уровню к их предыдущему альбому «The Division Bell» 1994 года. Это скорее ретроспектива, возможность окунуться в знакомую нам атмосферу. Манера игры, подача материала, песня «Louder Than Words» – все это легко узнаваемо, но, наверное, это не тот Pink Floyd. И думаю, заработок даже не в тройке причин, по которым музыканты решили выпустить «The Endless River». Возможно, у них просто накопился материал или это ностальгия.
Тимур Ботвин, предприниматель, поклонник Pink Floyd:
В шесть лет я увидел отрывок фильма «Стена», основанный на одноименном альбоме Pink Floyd 1979 года. Когда мне было лет 12, я пришел в AV-Park и попросил продать мне альбом с этой песней. Кажется, я даже не знал, как называется эта группа, и тем более – что нужный мне альбом «The Wall» состоит из двух кассет. Деньги у меня были только на одну. Как-то мне удалось убедить продавца продать мне эту кассету. В 15 лет я наконец полностью записал «Стену» — на видеомагнитофон с телевизора. А дальше появился Интернет, и все стало гораздо проще. О новом альбоме я, конечно, знал заранее, ждал его, и он меня порадовал. Это тот Pink Floyd эпохи Дэвида Гилмора, который я люблю, — более мягкий и оптимистичный. Человеку, который не очень хорошо знаком с творчеством коллектива, альбом может показаться странным. Почти нет слов, какие-то музыкальные обрывки. Я же последовательно изучал их творчество, и меня альбом не разочаровал. Pink Floyd не умер, Pink Floyd давно реализовал себя, его музыканты — в успешном сольном плавании. А «The Endless River» — приятный подарок.
Александр Сусин, гитарист, вокалист, инженер:
— Первое слово, которое пришло в голову после прослушивания нового альбома Pink Floyd, — эпилог. Музыка атмосферная, но в ней уже нет негативного напряжения, как раньше. Музыканты стали более расслабленными и позитивными, композиции – мечтательными. Никто не бьёт в колокол, никто ничем не болен, стены ломать уже не надо, все они уже сломаны, и на их месте стоят новые, но это совсем другая история. От альбома веет спокойствием, но своему стилю музыканты не изменяют, звук, как всегда, на высоте, техническая сторона — эталонная. Все вместе — час высококачественного психоделического эмбиентного рока, который комфортно слушать. Приключение закончилось, прощайте, герои.