Поселок типа городской

Включение в состав Махачкалы не гарантирует столичных условий.

Сокращение пастбищных угодий, отсутствие в течение последних месяцев газа, лишение возможности добывать средства единственно возможным способом — ловлей рыбы, конфликты с дислоцированными в населенном пункте сотрудниками пограничной службы — решение этих вопросов в кратчайшие сроки потребовали жители махачкалинского поселка Сулак от чиновников на сходе в среду, 8 октября.

Поселок городского типа Сулак, или как с иронией называет его сулакцы «типа городской», находится примерно в 40 километрах от Махачкалы. Некогда успешный рыбацкий поселок пришел в упадок после развала Советского Союза. С 90-х годов в Сулаке начали копиться проблемы разного рода, и их нерешенность неоднократно подталкивала людей выходить на стихийные митинги.
Очередная акция поселковых жителей состоялась в среду, 8 октября. В этот день совет общественности организовал сход, на который были приглашены работники администрации города и Кировского района и представители пограничной службы ФСБ, дислоцированные в населенном пункте. На повестку дня были поставлены три наиболее острых вопроса — земельный, газовый и действия работников погранслужбы.
«Раньше я работал на консервном заводе, и мы нормально жили, — начинает издалека пенсионер Сулака Тажир Юсупов. — А сейчас никакого производства нет, многие остались без работы. Но помимо этого, нас постепенно лишают и возможности вести свое хозяйство: земли у нас солончаковые, поэтому остается держать рогатый скот. Но земли вокруг распродали, пастись скоту негде, сами на участках на одной ноге стоим». До недавнего времени люди еще могли пасти свой скот на землях, расположенных возле Сулака, однако, как оказалось, использовавшиеся для пастбищ земли находятся в собственности республиканского Министерства по управлению государственным имуществом, которое еще в 2012 году передало все 347 гектаров в долгосрочную аренду СПК «Жемчужный». По словам сулакцев, об этом они узнали только весной, когда новый арендатор стал огораживать свои земли и запретил им пасти там скот. Как отметил корреспонденту «НД» глава поселка Ибадула Хадыров, этим участком всегда пользовались только сулакцы: «Эти земли очень важны для жителей, но вернуть их возможно, если на нас обратят внимание в правительстве Дагестана и пойдут нам на уступки. Но в данный момент нам не известно, для каких целей будут использованы эти земли новыми хозяевами». Однако, как заверил корреспондента «НД» заместитель главы Махачкалы Сергей Цветков, в этом вопросе городские чиновники полностью поддерживают жителей Сулака. «Еще летом администрация города обратилась в Арбитражный суд республики с исковым заявлением к Минимущества о признании отсутствующего права собственности ведомства на этот земельный участок. Мы также просим суд признать недействительным договор аренды с СПК «Жемчужный», — пояснил Цветков. – Заявление принято к производству, уже прошли предварительные слушания, и дело рассматривается по существу. Очередные судебные разбирательства должны пройти в конце октября».
«НД» неоднократно писало о грубых нарушениях в деятельности Минимущества в бытность Сефера Алиева, и эта передача произошла при нем, однако практически ни по одному из этих нарушений, на которые указывалось нашими коллегами, не было должного реагирования ни со стороны республиканских правоохранительных органов, ни со стороны руководства республики. Видимо, только в Генеральной прокуратуре и в Следственном комитете России в состоянии разобраться в хитросплетениях земельных дел Минимущества нашей республики в бытность Алиева.
Пока в здании администрации проходила встреча, на которой присутствовало всего несколько десятков местных жителей, во дворе администрации ее результатов ждали несколько сот человек.
Пришедших женщин беспокоили, в основном, коммунально-бытовые условия. Поселок был газифицирован средствами самих жильцов, и проблем с газом у них не было. Однако со временем к магистральной трубе стали подключаться другие населенные пункты и кирпичные заводы, что сократило давление в трубе. Газ начал поступать с перебоями, а в последние два месяца был отключен полностью. «Причину отключения газа нам объясняют одним словом — «реконструкция», — говорит учительница местной школы Роза Уматалиева. — Но какой-то интенсивной работы газовой службы мы не замечаем. Уже заметно похолодало, без отопления остаются не только дома, но школа и больница. Дети перестали посещать школу, потому что болеют. Почему все эти работы нельзя было провести летом? Нам говорят, потерпите еще три недели. Мы потерпим, сулакский народ очень терпеливый. Но из-за отсутствия газа, увеличивается потребление электричества, а наши сети не выдерживают этого. Напряжение падает до 160В, свет часто отключается. Звоним электрику, а он отвечает, что его сократили. Как можно сократить электрика, если он один на весь поселок?». К этому добавляется и некачественная вода, которая идет прямо из реки почти без очистки. Еще порядка 200 хозяйств не могут до сих пор получить положенных компенсаций за потерю имущества после затопления. «В сентябре 2009 года прошел ливневый дождь, в результате чего затопило две улицы поселка, — рассказывает одна из пострадавших в тот год женщина, представившаяся Айганат. — Вода была во дворах и внутри домов, чтобы зайти в дом, приходилось надевать резиновые сапоги. Полы в домах провалились, имущество было испорчено. Это все зафиксировала специальная комиссия МЧС, однако до сих пор мы не получили компенсации, хотя, как нам известно, государство эти деньги выделило. В конце прошлого года наш бывший глава администрации Абдулгамид Ашимов методом уговоров вынудил нас написать доверенность на некоего адвоката Халилова, согласно которому он мог от нашего имени выступать в суде. Тогдашний глава пообещал, что скоро деньги начнут выплачивать поэтапно, сначала 30 пострадавшим, потом еще 30. Но до сих пор ни один человек не получил ни рубля».
Основным занятием сулакцев, позволяющим им прокормить семью, по-прежнему остается рыболовство. Но в их традиционное занятие постоянно вмешиваются работники пограничной заставы. Часто доходит до споров и скандалов, а несколько дней назад пограничники при попытке задержания нанесли поселковому жителю, который по просьбе рыбаков отвозил их улов в поселок, серьезные увечья, в результате которого тот попал в больницу. По словам одного из рыбаков, чтобы ловить рыбу нужно получить разрешение. «Получить его с нынешним распределением квот непростое дело, — продолжает он. — Но даже если все документы будут на руках, не факт, что сможешь успешно рыбачить. Пограничная служба запрещает рыбакам выходить в море ночью. А как ловить кефаль днем? Это ночная рыба и ловится исключительно в темное время суток. Мы уже пытались идти за ней в дневное время суток, но возвращались без улова. А попробуй задержаться в море до наступления сумерек — так сразу выпишут штраф». Присутствовавшие чиновники убеждали сулакцев, что вплотную займутся решением их проблем. Жители, уже не раз слышавшие эти обещания, согласились дать время. При этом оставив за собой право в дальнейшем действовать более решительно. По крайней мере, призывы выйти на федеральную трассу и перекрыть по ней движение, как более эффективный способ заставить власти решать насущные проблемы, уже звучали в ходе прошедшего мероприятия.

Фото: Мурад Мурадов 

Источник: http://www.ndelo.ru/obschestvo-6/3707-poselok-tipa-gorodskoj

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *