Дорогие мои руины…

Потому что там жили мои предки. Там и сегодня можно найти очаги с угольками, которые согревали и освещали эти каменные жилища, а у их обитателей в жилах текла такая же, как огонь в очагах, горячая кровь, подвигавшая их обретать в тяжелейших условиях кров над головой и приручать горные склоны под пашню. Им все было под силу, и они никогда не сдавались!

Но сегодня от этих мест остались одни руины, террасные пашни снова превратились в луга, покрытые крепким дерном, попробуй тут что-нибудь посадить, ничего не получится. Нужно снова поднять целину, снова рыхлить, снова засевать ядреным зерном. Но кто это сделает?
Недавно приезжал к нам в аул один аксакал. Он сам когда-то уехал из Тинди в город за легкой жизнью. Легкую жизнь он получил, но вместе с ней и кучу рецептов от врача…
Так вот, он говорит:
— Гляжу я на нынешних женщин у вас в селении. Они какие-то полные, рыхлые… А знаете отчего? Воду нынче в дома провели! О ручной стирке забыли, с кувшином на плече к роднику не ходят, на мельницу дорогу забыли, а о тяжести тюка свежего сена на своей спине и не помнят. Вот и раздобрели ваши женщины!
А теперь — внимание на снимки. На одном руины прекрасной когда-то горской сакли, на другом – иссохшее на корню дерево–скелет. Как они похожи! Похожи одним общим признаком: из них ушла душа…P1070804.jpg
Я понимаю, ничто не вечно под луной. Все, что рождено, подлежит умиранию. Но щемящая тоска охватывает тебя, когда видишь такую грустную картину на теле твоей малой родины, твоей республики, носящей гордое имя – Страна гор!
Но не так уж все плохо. Некоторые бывшие горцы, а теперь равнинные жители, потихоньку начинают обустраивать свой быт в горах.
Как я был рад, когда года два назад в селении Акнада Цумадинского района нашел доброго старого приятеля Бугаудина Алиева за реставрацией отцовской сакли. А ведь занятой человек: представитель МИД РФ в Дагестане, дипломат, долгие годы проработавший за рубежом. Но про корни свои не забыл.
Не все читатели, может быть, знают, Акнады две – одна в горах, другая на равнине. Старый аул в свое время служил имаму Шамилю местом ссылки для провинившихся мюридов и наибов – недоступное урочище в каньоне Богосского хребта.  Вот здесь-то вслед за Багаудином равнинные акнадинцы начали заново отстраивать руины. Благое дело!

Я знаю, что в других районах Страны гор тоже наметились ностальгические настроения. Люди начали понимать, почему наши предки в свое время забрались так далеко и высоко в горы. И то верно: выше гор только горы и лучше гор только горцы! 

Источник: http://www.dagpravda.ru/rubriki/obshchestvo/27441122/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *