Основной итог IV Каспийского саммита, состоявшегося на днях в Астрахани, — в ближайшие годы на карте мира может появиться новый полноценный региональный альянс, объединяющий порядка 250 млн человек. Учредительным документом для этого альянса может стать Конвенция о правовом статусе Каспия, а главным принципом – решение всех вопросов Прикапийского региона силами только тех стран, которые в него входят.
Все главные герои саммита – президенты России, Казахстана, Туркменистана, Ирана и Азербайджана – подтвердили, что б?льшая часть работы, необходимой для подписания конвенции, осталась позади. Возможно, этот документ будет подписан уже на следующем Каспийском саммите, который предварительно намечен на 2016 год в Астане (Казахстан).
Суверенный альянс
«Не скажу, что полностью урегулированы все вопросы, но их число стало гораздо меньше, – заявил по итогам саммита президент России Владимир Путин. – Экспертам поручено активизировать консультации по нескольким остающимся аспектам, и есть все основания полагать, что в ближайшем будущем мы выйдем на подписание конвенции в целом – таким образом, успешно завершим работу, которая идёт уже 18 лет».
«Если говорить более конкретно, – продолжил российский президент, – то по итогам переговоров удалось выйти на чёткие формулировки по разграничению водных пространств, дна, недр, по режиму судоходства и рыболовства».
Кроме того, Владимир Путин назвал весьма значительным положение о том, что бо?льшая часть акватории Каспия остаётся в общем пользовании сторон – это должно снять возможные территориальные споры между прикаспийскими государствами.
Впервые в истории зафиксированы основные принципы пятистороннего сотрудничества на Каспии
Основным итоговым документом саммита стало подписанное президентами пяти прикаспийских государств политическое заявление, в котором впервые в истории зафиксированы основные принципы пятистороннего сотрудничества на Каспии.
Этот документ, по словам Владимира Путина, станет «краеугольным камнем Конвенции».
Кроме того, в Астрахани было заключено несколько принципиальных межстрановых соглашений: о сотрудничестве в области гидрометеорологии Каспийского моря, о сотрудничестве в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Каспийском море, о сохранении и рациональном использовании водных биологических ресурсов Каспия.
Однако с точки зрения текущей геополитической ситуации наиболее значимым результатом саммита представляется решение о том, что право пребывания на Каспийском море имеют вооружённые силы исключительно прибрежных стран.
«Все вопросы региона намерены решать исключительно в кругу стран “пятёрки”, обладающих суверенными правами в отношении Каспийского моря и его ресурсов», – заявил Владимир Путин.
Этот же момент особенно акцентировал в своем выступлении президент Ирана Хасан Рухани, заявивший, что в Прикаспийском регионе принимать решения и нормы возможно только консенсусом.
«Мы также можем создать здоровую конкуренцию между нашими странами – конечно, при условии того, что все прикаспийские государства вместе, и без присутствия внерегиональных сил, смогут обеспечить стабильность и безопасность этого региона», – продолжил глава Исламской республики.
Ключевой оборот в его выступлении – это, безусловно, словосочетание «без присутствия внерегиональных сил».
Как заметил Владимир Путин, «такой режим сложился здесь исторически, и мы не собираемся его менять».
По словам российского лидера, уже в ближайшее время планируется разработка протоколов о взаимодействии пограничных и налоговых служб пяти государств в рамках реализации Соглашения о безопасности на Каспийском море, которое вступило в силу в день саммита.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев также подчеркнул, что общие проблемы региона входящие в него страны могут решать самостоятельно.
Говоря об итогах саммита, он сказал, что в ходе встречи были «решены вопросы безопасности, которую мы будем сами обеспечивать, не привлекая третьи страны, – безопасности биологического ресурса Каспийского моря».
Кроме того, Назарбаев предложил создать на Каспии зону свободной торговли, а в последующем, по его словам, «перейдём к тому, что должна быть какая-то организация, которая следит за решениями и будет продвигать все эти вопросы».
Стальной каркас
Наиболее громкой декларацией о совместных намерениях в экономической сфере, прозвучавшей на саммите, стало заявление о необходимости создать железнодорожное кольцо вокруг Каспия в рамках развития международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг».
Предварительно этот проект обсуждался за три недели до астраханской встречи глав государств министрами транспорта прикаспийских стран.
В ходе этого совещания говорилось о том, что за последние 10 лет объем торговли между странами прикаспийского региона вырос более чем в 6 раз, но при наличии сквозного железнодорожного сообщения рост мог бы составить 8-9 раз при значительном сокращении времени перевозок.
Стоимость создания железной дороги вокруг Каспийского моря предварительно оценивается в 700 млн долларов
?
Этот момент акцентировал в своем итоговом выступлении в Астрахани и Владимир Путин. По его словам, объём российской торговли с Азербайджаном, Ираном, Казахстаном и Туркменистаном в 2013 году составил 33 млрд долларов, но даже этот внушительный показатель не отвечает имеющемуся потенциалу.
Стоимость создания железной дороги вокруг Каспийского моря предварительно оценивается в 700 млн долларов, но на самом деле эта идея не нова.
Межправительственное соглашение о развитии МТК «Север – Юг» было подписано между Россией, Индией и Ираном еще в 2000 году. Первый крупный проект в рамках его реализации был осуществлен РЖД в 2004 году, когда была построена железнодорожная линия, соединившая новый порт Оля в дельте Волги с магистральной сетью железных дорог.
Следующим шагом стало подписанное в 2007 году в Тегеране соглашение между Ираном, Казахстаном и Туркменистаном о строительстве железнодорожной линии Узень – Гызылгая – Берекет – Этрек — Горган с последующим выходом на сеть российских железных дорог общей протяженностью 670 км.
Кроме того, Иран начал строительство железной дороги Казвин – Решт – порт Энзели с ответвлением на Астару до границы с Азербайджаном длиной 960 км.
Реализация этих проектов шла не так быстро, как предполагалось первоначально, однако они не остались на уровне деклараций.
Как было заявлено на саммите в Астрахани, к концу этого года планируется достроить восточное железнодорожное полукольцо между Казахстаном, Туркменистаном и Ираном (в 2007 году его планировали построить за 4-5 лет). Западное полукольцо (Азербайджан – Иран) должно быть завершено в 2016 году.
В результате железная дорога соединит основные каспийские порты, что, по словам российского президента, существенно сократит время и стоимость перевозки грузов. А со стороны президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова последовало предложение подготовить проект соглашения о сотрудничестве в области транспорта на Каспийском море.
Одним из элементов такого сотрудничества Туркменистан считает создание регионального транспортно-логистического центра.
По оценке иранской стороны, данной главой департамента портов и мореплавания Мохаммедом Саиднежадом, с появлением каспийского железнодорожного кольца транзит международных грузов в регионе вырастет на 600-750 млн долларов, или на 25-30% в сравнении с уровнем 2013 года.
При этом доля железных дорог в грузовых перевозках между странами Каспия увеличится с нынешних 25% до 35-40% при одновременном сокращении морского транзита, что не может не радовать РЖД.
Среди других бенефициаров проекта – российские металлурги: иранская сторона уже заявила о том, что заинтересована в покупке в России «огромного объема рельсов».
Источник: http://kavpolit.com/articles/kaspij_na_pjateryh-9920/