Дагестан: стереотипы и реальность – часть 2

Когда-то в высших учебных заведениях республики качество образования было выше в некоторых сферах

Дагестан в последний год сотрясают бесконечные скандалы в сфере высшего образования. С начала года лишены лицензий именитые альма-матер, в том числе и Дагестанский педагогический университет.Репутация дипломов республиканских вузов испортилась относительно недавно. Когда-то специалисты с этими «корочками» котировались по высшему разряду. «Кавказская политика» вспоминает, чем были славны сыны Дагестана в те сравнительно недалекие времена.

В продолжение темы рассмотрим еще две профессии, менее распространенные, но по-прежнему актуальные. Кстати, и сегодня выпускники направлений по специальностям газодобыча и бурение газовых скважин, а также исследователи в области археологии и исторических изысканий ценятся. Говорят, есть даже профессиональная шутка, мол «даги хорошо копаются».
Газодобыча и бурение газовых скважин  
Северо-Кавказский регион – самая старая, а соответственно и самая разведанная нефтегазоносная провинция России. Первые разработки по добыче нефти и газа в Дагестане в частности были начаты еще 150 лет назад. Однако, мало кто знает, что газодобывающая отрасль начинала свое развитие еще задолго до революций и прихода советской власти.
Чтобы не утомлять подробностями, отметим, что запасов газа в республике оказалось не так много, как в соседней Чечне, основные месторождения находятся в поздней стадии разработки, сильно выработаны и обводнены.
А вот газотранспортные системы и методики, применяемые в Дагестане, стали едва ли не эталонными. Кстати, газопровод до Ботлиха – это отдельный предмет гордости дагестанских газовиков, вообще функционирует и транспортирует газ вопреки законам физики.

Газопровод до Ботлиха – отдельный предмет гордости дагестанских газовиков, вообще функционирует и транспортирует газ вопреки законам физики

«Насрудинов не просто первый директор Газпромтрансгаза, он экспериментатор и автор множества монографий. Также он вложил много сил и средств в образование сотрудников. Далее шло формирование факультета с последующим воспитанием нового поколения профессионалов», – рассказывает АтагишиКуотаев, в прошлом ветеран газовой отрасли, а сегодня автор истории газоснабжения в России.
Специалисты, решившие выбрать эту не очень популярную в республике профессию, по сравнению со столь популяризированной экономикой и юриспруденцией, если уж идут по стезе профессионального карьерного роста, то без работы не остаются – уверены эксперты. «Очень многие работают на северных газодобывающих отраслевых карьерах – Тюмень, Уренгой – там много дагестанцев работает», – рассказывает Куотаев. Однако сетует, что мало молодых ребят готовы заниматься этой сложной профессией. 
Он считает, что к газодобыче дагестанцы предрасположены генетически: «Это профессия, которая требует очень большой выносливости, а наши предки селились на самых вершинах гор. Жили и умудрялись еще и урожаи получать в совершенно невыносимых условиях. Дагестанские организмы закалены несколькими поколениями, веками. Нельзя просто так спускать такой ценный генетический клад!» – уверен ветеран.
История и археология
Факультет истории в Дагестанском государственном университете едва ли не первый из создаваемых. «Многообразие культурных традиций, соседствующих друг с другом, как и многообразие языков, многообразие образов предков скорее всего рождало любопытство. Возможно, поэтому одним из первых в Советском Союзе был учрежден от науки Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН», – вспоминает Миная Алыпкачева. 

А вот газотранспортные системы и методики, применяемые в Дагестане, стали едва ли не эталонными

Историк, хранитель музея этники в одном из музеев Ростова, она рассказывает, как, когда она была молодой студенткой-выпускницей, за ними в распределении стояли очереди, настолько высоко их оценивали в исторических кругах.
«Истории археологических изысканий в Дагестане таковы, что там можно встретить в одной раскопке предметы, относящиеся к эпохам с разницей в несколько веков. Практически по всему Дагестану была традиция сохранения и передачи имущества из поколения в поколение, она и сейчас еще жива. Наиболее ранние предметы старины могут оказаться в одной раскопке с более поздними.  Профессионализм в археологических изысканиях дагестанцев связан с уникальной способностью определения возраста находки», – рассказывает она.
И сегодня историки-теоретики популярны в своих кругах. Чего только стоят книги об истории сел ПатиматТахнаевой, которая умудряется увлекательно описывать историю и этнику села, которое и с виду-то неприглядно.
«Кстати, в этих самых селах часто встречаются археологи и историки-исследователи любители, но такого уровня профессионализма, которым за пояс заткнут самих выпускников и доцентов именитого учебного заведения. Я помню, в Рутуле был человек, который собрал просто уникальнейшую коллекцию книг. В ней были артефакты даже доисламского периода! Есть собиратели окаменелостей, в коллекции которых такие экземпляры, что ахнуть! Сейчас их не ценят, держат за городских сумасшедших. Что делать с этими камешками? Старик их продать не дает, а место в доме занимают, сумасшедший, как иначе», – сетует Алыпкачеа.
Поколение материалистов
На самом деле нет плохих или хороших регионов по уровню интеллекта и образования. При желании, в каждом из них есть свои гении и «гордости достойные мужи», но почему-то упорно даже на уровне самого региона пытаются дать эту уравнительную планку-ценз.

Общий вывод, который можно сделать после многочисленных бесед со старшим поколением педагогов, – сегодняшней молодежи не интересно ничего кроме материального стимула. Но не их ли родители, вынужденные выживать, им это внушили в свое время? Проще простого обвинить поколение, но эффективнее подумать, что все-таки можно сделать и как исправить ситуацию.  

Источник: http://kavpolit.com/articles/dagestan_stereotipy_i_realnost_chast_2-9818/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *