Дагестан. Под куполом неба

Документальный фильм. 26 мин. автор и реж. Светлана Осипова
Фильм о выходцах из высокогорных дагестанских сел, о канатоходцах, в том числе из селения Цовкра.

И дети, и старики в Цовкре знают предания о том, что в старину их предки в поисках пропавшей скотины или в пылу погони за дикими зверями преодолевали головокружительные подъемы и крутые спуски при помощи крученых конопляных веревок. Впоследствии горцы, наловчившиеся свободно двигаться по канату, сделали это занятие обязательным атрибутом всех сельских торжеств, а позже — ремеслом. Однако, побывав в этом районе, можно точно сказать, что это предание — всего лишь миф, потому что горы в этих местах все больше пологие, а если и есть крутые спуски, то они отстоят друг от друга на приличном расстоянии.
Опять же по преданию, первыми по канату в Цовкре стали ходить женщины. Говорят, раньше в центре села находился священный огонь, и к нему от деревянного помоста вел канат, по которому девушка в день своего замужества должна была пройти, зажечь от огня факел и внести его в новый дом. Сегодня в центре села бьет чистый горный родник, возле которого женщины наполняют кувшины питьевой водой и несут их в свои хижины отнюдь не по канату.
Сами жители Цовкры мало верят в предания, объясняющие появление их экзотического ремесла. Скорее всего дело было так. В XVII-XVIII веках большая часть жителей лакских сел уходила в так называемое отходничество. Люди прекращали заниматься животноводством и отправлялись на заработки в соседние страны, где уже тогда на рыночных площадях местные канатоходцы зарабатывали хорошие деньги. Видимо, кто-то из отходников и привез в родное село необычное ремесло.
И все же точно сказать, как давно в этих краях появилось необычное ремесло, трудно. "Когда я был в горах с экспедицией, то на границе с Азербайджаном нашел наскальное изображение канатоходца, – рассказал "Итогам" директор Дагестанской археологической службы кандидат исторических наук Рабадан Магомедов. – Тогда у экспедиции были совсем другие цели, и установить возраст петроглифа не удалось, но при детальном исследовании сроки появления канатоходства в здешних краях могут запросто отодвинуться на несколько веков назад".
Зато сохранились описания торжеств, в которых принимали участие канатоходцы. В самом начале представления в кругу людей появлялся кяца. Это своеобразный зазывала, который развлекал публику и напоминал зрителям, чтобы они не скупились, а затем представлял канатоходца. Обычно кяца был одет в шубу, вывернутую мехом наружу, а на голове у него красовалась маска с рогами козла. В правом кармане кяца держал муку, в левом – сажу. Если зритель оказывался щедрым, то его обеливали, посыпая мукой голову. Когда человек жадничал, на него сыпали сажу. Имя человека, который давал канатоходцу большое вознаграждение, провозглашалось на весь аул. Обычно своими проделками и ужимками кяца снимал напряжение, вызванное опасными трюками.

odnoselchane.ru 

Источник: http://www.kavpolit.com/articles/dagestan_pod_kupolom_neba-7248/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *