Не просто сосед

О тонкостях дагестано-азербайджанских отношений.

Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов в нескольких своих публичных выступлениях приводил Азербайджан как пример успешно развивающегося государства, ближайшего соседа и стратегического партнера республики, на которого нам следует ориентироваться. На одной из встреч с азербайджанской делегацией глава республики посетовал на отсутствие у Дагестана совместных с Азербайджаном экономических или культурных проектов. А на прошлой неделе дагестанская делегация во главе с руководителем республики побывала на российско-азербайджанском форуме в Габале. «НД» попыталось разобраться, каковы на самом деле взаимоотношения Дагестана с соседним государством и как можно было бы строить эти отношения, что нам мешает и что помогает.

Чужие на родине
По общепринятому мнению экономистов, социологов и других экспертов, при оценке уровня развития того или иного государства за основу берется уровень жизни населения этой страны, насколько комфортно живут там люди независимо от происхождения, национальности, цвета кожи и т.д. В случае с Азербайджаном мы не можем утверждать, что там каждый чувствует себя хорошо, особенно этнические дагестанцы, которые по не зависящим от них причинам оказались в этой стране. Они там словно чужие, хотя живут на родине своих предков. Факты давления на этнических дагестанцев в Азербайджане стали чем-то обычным, само собой разумеющимся. Бакинская власть проводит целенаправленную политику ассимиляции этнических дагестанцев, азербайджанизация коренного дагестаноязычного населения введена в ранг государственной политики. Даже маленькое проявление этнического самосознания аварцев, лезгин или цахурцев у местных властей вызывает крайне негативное отношение.
Так, в одном из лезгинских сел Азербайджана в Кусарском районе местный предприниматель сделал надпись на магазине на лезгинском языке, рядом с азербайджанским, мелкими буквами. Причем надпись имела только хозяйственное содержание – «Все для дома». Это вызвало бурю негодования у местных властей, и через некоторое время предприниматель после наездов налоговой и других структур вынужден был убрать надпись на родном языке. Похожий случай был в другом селе, когда надпись на мечети на лезгинском также пришлось убрать местным жителям. Казалось бы, что плохого в том, что пишут на родном языке? В этом азербайджанские власти видят что-то антигосударственное.
Преследуется и религиозная активность. В селе Мазымчай, что находится в Белоканском районе Азербайджана, верующие молодые люди регулярно проверяются спецслужбами. Любое собрание религиозных людей более трех человек сразу же пресекается. Не приветствуется азан, какие-либо религиозные мероприятия. Стоит вспомнить и факт подрыва несколько лет назад в Закатальском районе памятника имаму Шамилю предположительно пантюркистскими шовинистами. Кстати, по подозрению в подрыве памятника были задержаны местные аварцы. Чем не анекдот? Это лишь несколько фактов вмешательства государства в жизнь этнических дагестанцев, пример политического, религиозного и культурного давления на этнических дагестанцев. Буквально все на контроле у государства.
Отношение дагестанцев к Азербайджану будет такое же, какое отношение там к нашим соплеменникам — этническим дагестанцам. Тут, как говорится, все просто: какой привет — такой и ответ. Укреплять взаимоотношения никак не получится, пока этнические дагестанцы в Азербайджане чувствуют себя ущемленными.
От нашего стола — вашему столу
Защищать интересы азербайджанских дагестанцев мы не можем. Но когда оставляют своих граждан в другом государстве, это нонсенс. Как будто людей подарили вместе с землей. Дагестанцам знакомы проблемы сел Храх-Уба и Урьян-Уба, их жители проводили несколько митингов, обращались через СМИ во все инстанции с просьбой о помощи. После подписания Договора о демаркации границы между Россией и Азербайджаном в сентябре 2010 года два села Магарамкентского района оказались в Азербайджане. Жителям этих сел было предложено принять азербайджанское гражданство, однако они отказались и решили переехать в Россию, оставив свои земли. Не желающих уехать буквально насильно вывозили к границе азербайджанские силовики и переправляли на другую сторону.
Однако и в Дагестане храхубинцы не получили должного внимания со стороны властей. Им была предложена земля в Магарамкентском районе, но она оказалась непригодна для заселения. В данный момент этот вопрос завис в воздухе, и проблемы переселенных дагестанцев не решены до конца. Стоит ли надеяться на то, что этнические дагестанцы в Азербайджане получат помощь от Дагестана, когда даже переехавшие, бросившие свои дома храхубинцы не могут получить помощь от государства? Государства, которое в буквальном смысле предало своих граждан, отдав их вместе с территорией и водами Самура Азербайджану. Если они даже и получают помощь, то только после нескольких митингов, акций, привлечения друзей и родственников из органов власти. А ведь, судя по риторике официального Кремля, защита интересов русскоязычного населения в Крыму и Донбассе, в Средней Азии и Прибалтике является священным долгом российского государства. Отчего такая избирательность в определении приоритетов? Если там отбираем, почему тут дарим? Или все дело в недостаточной «русскоязычности» закавказских дагестанцев? Когда с центральной площади Махачкалы в курортный Крым отправляются груженые фуры с продуктами, в то время как на этой же самой площади не могут добиться справедливости брошенные государством на произвол судьбы граждане РФ, это ничего не вызывает кроме волны непонимания.
Таким образом, защита ущемленных прав этнических дагестанцев для страны в целом и республики в частности является второстепенной задачей. А пока первостепенной задачей стало проведение форумов. Тут — форум, там — съезд, недалеко — совещание. В разговорах за круглыми столами и церемониальными рукопожатиями реальные проблемы зарубежных дагестанцев остаются незамеченными.
Активность в Дербенте и далеко идущие планы
Известно, что в азербайджанских СМИ и в другой официальной литературе Дербент считается древним азербайджанским городом, который в силу объективных причин оказался за пределами собственных границ. Баку никогда не скрывал, что в Дербенте у него стратегический интерес. Азербайджан активно вмешивается в дела самого южного города России. Вспомнить хотя бы переименование улицы Советская в улицу имени Гейдара Алиева, несмотря на активное сопротивление местных лезгин, не говоря уже об активном участии Баку в подготовке к празднованию 2000-летия Дербента. С точки зрения закона ничего плохого нет в инвестициях Азербайджана в самый древний российский город. Азербайджанцы планируют реконструировать парк, а также улицу имени Гейдара Алиева в Дербенте. Однако у этих инвестиций есть далеко идущие политические задачи. Баку стремится ориентировать жителей Дербента именно на них, показать, что находящийся под боком Азербайджан гораздо более щедро и эффективно вкладывается в древний город, чем московский хозяин. Это может сработать, учитывая, что более трети населения города являются этническими азербайджанцами. Позволяя Азербайджану вкладываться в Дербент и переименовывая улицу именем Гейдара Алиева, Москва как бы частично признает претензии Азербайджана на Дербент. Кто знает, может и полностью признать, если того потребует международная обстановка. Ведь с этим мы сталкивались не раз. В геополитической игре двух стран обделенными могут оказаться дагестанцы, которые и так оказались разделенными в результате недальновидной политики Кремля.
На фото: Дагестанцам хорошо знакомы проблемы сел Храх-Уба и Урьян-Уба

Фото: FLNKA.RU 

Источник: http://www.ndelo.ru/politika-5/3382-ne-prosto-sosed

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *