Дагестан включен в число 17 пилотных регионов по апробации и совершенствованию механизмов управления развитием городских агломераций в Российской Федерации. Проект развития Махачкалинско-Каспийской агломерации родился в республике еще в те годы, когда Махачкалой руководил Саид Амиров, и новое руководство республики продемонстрировало желание продолжить работу над ним. Для Махачкалы это сегодня жизненная необходимость: город фактически сросся с близлежащими населенными пунктами, и без единого управления этой большой территорией столица Дагестана может окончательно погрузиться в хаос. Однако теперь во главе этого процесса будет находиться не мэрия Махачкалы, как это было при Амирове, а руководство республики.
Отбор пилотных регионов для участия в проекте Минрегионразвития проводился Межведомственной рабочей группой по социально-экономическому развитию городских объединений во главе с заместителем министра Валерием Гаевским, бывшим губернатором Ставропольского края. Проблемы развития агломераций ему прекрасно знакомы, поскольку на территории Ставрополья находится крупнейшая конурбация Северного Кавказа – Кавминводы, объединяющая 6 городов.
Основная проблема, связанная с агломерациями в России, отечественными урбанистами формулируется так: конурбации существуют де-факто в качестве естественного этапа роста городов, но де-юре в качестве признанных законодательством правовых субъектов их нет. Отсюда все проблемы: несколько слившихся между собой поселений, давно существующих как единый организм, постоянно утыкаются в законодательство, в котором отсутствует понятие агломерации. И отсутствие физических границ на практике оборачивается непроходимыми барьерами, как только в действие вступает знаменитый ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В Махачкале – самом густонаселенном городе Северного Кавказа – эти проблемы присутствуют в гипертрофированном виде.
План на миллион
Всякий, кто хоть раз въезжал в Махачкалу с севера или с юга, не мог не обратить внимание на то, что граница города, отмеченная соответствующими табличками, – это чистейшая условность. За пределами официальной границы город расползается в разные стороны, сливаясь с близлежащими населенными пунктами, – первейший признак того, что по факту агломерация здесь в самом деле существует. Но видимых признаков управления этим процессом в Махачкале нет – градостроительный хаос последовательно нарастает от центра города к его окраинам и дальше, напоминая картинки с изображениями латиноамериканских фавел. Фактически бесконтрольное расширение Махачкалы – это сегодня один из ключевых рисков для нормального развития города.
За пределами официальной границы Махачкала расползается в разные стороны, сливаясь с близлежащими населенными пунктами
О том, что Махачкалинско-Каспийская агломерация не должна развиваться стихийно, говорил еще ныне находящийся под судом мэр Махачкалы Саид Амиров. Однако понимание конурбации у Амирова было довольно своеобразным. Одной из главных задач, которую ставил перед собой опальный градоначальник, было превращение Махачкалы в город-миллионник, что принесло бы столице Дагестана не только престиж, но и ряд преференций.
Для достижения этой цели в эпоху Амирова шло активное присоединение к Махачкале близлежащих территорий с последующим распределением новых земель под контролем мэра, что стимулировало миграционный поток в город. В результате за последние полтора десятилетия население Махачкалы удвоилось – с 350 до 700 тысяч человек, хотя некоторые оценки с учетом примыкающих к городу населенных пунктов дают искомую оценку в миллион.
Главным препятствием на пути экспансии Махачкалы вдоль побережья был Каспийск. Поглотить этот город-спутник по схеме близлежащих к Махачкале поселков было невозможно даже теоретически – в Каспийске расположен ряд стратегических объектов (оборонный завод «Дагдизель» и Каспийская флотилия ВМФ), определяющих специфику этой территории. Однако это не умаляло желания Саида Амирова контролировать Каспийск, поэтому туда был делегирован в должности вице-мэра племянник махачкалинского градоначальника Юсуп Джапаров, который сейчас находится на скамье подсудимых вместе со своим дядей.
Одновременно Махачкала стала активно расти в направлении Каспийска – инициированный Саидом Амировым крупнейший девелоперский проект «Лазурный берег» стоимостью порядка 5 млрд рублей фактически стирал границу между двумя городами. Кроме того, все больше махачкалинцев предпочитали жить в Каспийске, а работать в Махачкале и даже в других городах Дагестана, поскольку качество жизни в городе-спутнике было заметно выше.
Еще одной точкой роста агломерации на южном направлении стал новый стадион клуба «Анжи», окрестности которого быстро обросли новостройками. А дальше находится махачкалинский аэропорт, который также рассматривался в качестве перспективной территории развития после перехода под контроль структур Сулеймана Керимова. При должном воображении к Махачкалинской агломерации можно отнести и город Избербаш в 60 километрах к югу от столицы Дагестана – во всяком случае, Саид Амиров обозначал свои интересы и там.
С северной стороны с Махачкалой фактически слился административный центр Кумторкалинского района – поселок Коркмаскала, откуда рукой подать до крупнейшей новой промзоны, где в прошлом году открылся Каспийский завод листового стекла и планируется создание других крупных предприятий. В совокупности население всей этой большой территории действительно насчитывает не меньше миллиона человек, но с каждым годом амбиции Амирова рождали все больше проблем – перенаселенность города, перегруженность транспортной сети, острая нехватка социальной инфраструктуры, постоянные конфликты вокруг земли и т.д.
«Хаотичное развитие Махачкалы нельзя пускать на самотёк, и агломерация — это единственный выход из той ситуации, которая там создалась», – констатировал в одном из интервью директор старейшего в России градостроительного института «Гипрогор» Михаил Грудинин, которого Саид Амиров привлек к работе над проектом Махачкалинско-Каспийского объединения. «Это объективно назревший проект, – говорил Грудинин еще три года назад. – Мы встречались с Саидом Джапаровичем — у него есть понимание того, что это будет проект для потомков, на десятилетия вперёд».
Арест Саида Амирова 1 июня прошлого года не похоронил проект агломерации
Кому рулить агломерацией
Арест Саида Амирова 1 июня прошлого года не похоронил проект агломерации – можно даже сказать, ему выпала счастливая судьба, потому что такие инициативы всегда напрямую зависят от воли их авторов. Но идею подхватили новые республиканские власти, которые сразу же недвусмысленно дали понять, что теперь инициатива в проекте агломерации будет исходить от них.
«Де-факто Махачкала давно развивается на землях близлежащих муниципальных образований, и их надо прирезать к городу. Я считаю, что близлежащие районы должны передать свои территории под развитие города», –
заявил в интервьюКАВПОЛИТУ летом прошлого года вице-премьер Дагестана Абусупьян Хархаров. Именно его дагестанские слухмейкеры долгое время прочили на должность главы Махачкалы после переходного периода во главе с Муртазали Рабадановым. Впрочем, глава Дагестана Рамазан Абдулатипов предпочел более нейтральную фигуру Магомеда Сулейманова (который к тому же, в отличие от Хархарова, имел большой опыт муниципального руководства во главе Избербаша).
Но первым номером в проекте развития Махачкалинско-Каспийской агломерации по-прежнему будет выступать руководство республики – неслучайно первым об участии Дагестана в пилотном проекте Минрегиона официально заявила не мэрия, а министерство строительства, архитектуры и ЖКХ. Как считает его руководитель Муса Мусаев, агломерация на сегодняшний день практически сложилась – ей просто нужно придать законные формы. Особое внимание в рамках проекта планируется уделить развитию коммунальной и транспортной инфраструктуры, поскольку та инфраструктура, которая сейчас существует в Махачкале, не в состоянии полноценно выполнять стоящие перед ней задачи. Вопрос о присоединении к городу земель близлежащих районов речи пока не поднимается.
То, что именно республика будет выступать в проекте агломерации первым номером, на данный момент, скорее, плюс, чем минус, учитывая специфику российского законодательства, которое ставит муниципалитеты в максимальную зависимость от вышестоящих этажей власти. В этом смысле случай Саида Амирова, который пользовался сопоставимым, а то и большим влиянием, чем глава Дагестана, являет собой исключение, и рассчитывать на его повторение не приходится – новые власти в республике однозначно дали понять, что вертикаль власти теперь распространяется и на Махачкалу.
Практика формирования агломераций в России показывает, что успех в этом процессе приходит только там, где есть воля как минимум регионального руководства. Показательным примером здесь выступает Красноярский край. Когда этот регион возглавлял Александр Хлопонин, здесь активно продвигалась идея создания Красноярской агломерации, на чем настаивал сам Хлопонин. Но после перемещения Хлопонина в СКФО, при его преемнике Льве Кузнецове (ныне министре по делам Северного Кавказа) проект агломерации в Красноярске заглох.
Похожая ситуация сложилась и в Ростове-на-Дону, где несколько лет назад региональные власти с воодушевлением взялись за развитие конурбации Большого Ростова, но теперь донской заявки в числе пилотных проектов Минрегиона даже не оказалось. Так что у Махачкалы теперь есть неплохой шанс возглавить агломерационные процессы на юге России, главное только им грамотно воспользоваться.
Источник: http://kavpolit.com/articles/kaspijskij_megapolis-6126/