Реализация потенциала торговых отношений государств бассейна Каспийского моря может стать спасительным кругом для экономики Дагестана.
К такому выводу пришли члены Экономического совета при Главе Дагестана на последнем своем заседании. Доводы, приведенные в докладе директора Института социально-экономических исследований ДНЦ РАН Юрия Сагидова, в принципе не новы, однако нынешняя геополитическая ситуация также неординарна.
Государства бассейна, по мнению ученого, из соображений реализации возможного экономического эффекта синергии могут быть объединены в интеграционный блок. Важным фактором возможной интеграции и экономического развития государств бассейна Каспийского моря является то, что через бассейн проходит Международный транспортный коридор (МТК) «Север-Юг», который пересекается коридором «Восток-Запад». Российская часть Каспийского бассейна оснащена всеми видами транспортных магистралей. МТК «Север-Юг» сформирован в соответствии с соглашением, заключённым между Россией, Азербайджаном, Ираном и Индией в сентябре 2000 года. Дагестану следует активней участвовать в товарообороте, используя эти магистрали.
Примечательно, что российскими экспертами (кураторами) коридора являются представители правительств Санкт-Петербурга, Москвы, Татарстана, Волгоградской и Астраханской областей, а Дагестан в этом списке не представлен.
Члены Экономического совета единодушны, что ситуацию эту нужно исправлять. В российской части коридора «Север-Юг» имеются три порта: мелководные замерзающие зимой — морской порт Оля и речной Астраханский порт и не замерзающий более глубоководный Махачкалинский порт. Преимущества Дагестана очевидны и пора ими воспользоваться.
В России создано ОАО «Объединённая судостроительная корпорация» со 100-процентным государственным капиталом, реализующая 80% всех судостроительных проектов страны. Корпорация объединяет 16 проектных организаций и 40 предприятий с географией размещения в североморских, северо-западных, черноморских, каспийском (Астрахань) и дальневосточных портах. И вновь Дагестан обделен своим участием. Вопреки потенциалу промышленных предприятий, республика не участвует в масштабных российских судостроительных проектах. Здесь уместно уточнение: в рамках гособоронзаказа, выполняемого республиканскими предприятиями (такими как «Дагдизель» или «завод им. Гаджиева»), определенные объемы изделий для новых морских судов все же производятся. Но если учесть производственные мощности предприятий промышленного комплекса республики, они просто ничтожны.
Однако это лишь часть из нереализованных геополитических преимуществ Дагестана. Главная идея Юрия Сагидова в том, что необходим переход от нынешней ограниченной направленности экономических связей Дагестана к их пространственной диверсификации, что позволит сформировать органичную структуру хозяйства республики. Для реализации этой цели необходимо, не дожидаясь создания интеграционного блока, организовать экспедиции специалистов регионов России и других стран бассейна Каспийского моря с целью изучения рыночной конъюнктуры и возможных совместных или самостоятельных видов экономической деятельности, позволяющих занять соответствующие рыночные ниши. Выявленные экономически обоснованные виды деятельности должны определить поле инвестиционных намерений. А их на поверку немало.
Использование МТК «Север-Юг» и МТК «Восток-Запад» для формирования в Дагестане международного транспортно-логистического центра, по мнению экономиста, послужит успешному транзитному продвижению товаров из Индии в страны Европы. В настоящее время со стороны Индии и Ирана высказываются нарекания по поводу того, что именно в российской части коридор функционирует неудовлетворительно. В порту Оля, к примеру, длительное время скапливаются товары. Из России не возвращаются контейнерные модули. Использование же коридора позволит использовать транзит для решения задач по созданию в республике производственных предприятий и рабочих мест для переработки продукции, отвлекаемой от транзита, с доведением её до конечной потребительской готовности.
Очевидно также, что межрегиональный (российский) рынок реализации товаров на территории Дагестана, способного конкурировать с существующими подобными рынками Азербайджана. Создание для указанных целей прямых паромных переправ из Махачкалинского морского торгового порта в порты всех стран, примыкающих к Каспийскому морю, делу определенно поможет.
Особое внимание, по словам Ю.Сайгидова необходимо уделить паромной переправе из Махачкалы в иранский порт Энзели. От этого зависит организация прямых торговых связей с Ираном и далее со странами Ближнего Востока, Китая, Индии. В случае проявления руководством РД инициативы по реализации возможной ориентации в это можно вовлечь более чем 200 крупных промышленныхпредприятий СКФО и ЮФО. Речь о транспортировке продукции предприятий через Махачкалинский международный торговый порт. Также важны исследования возможности организации прямых авиационных и наземных транспортных связей между Дагестаном и Грузией, что поможет избавить республику от так называемых «медвежьих углов».
Регионами России, непосредственно примыкающими к побережью Каспийского моря, являются: Дагестан — длина береговой линии 530 км, Калмыкия — 100 км, Астраханская область — 65 км. Как видим, приграничного берега много, да и незамерзающий порт у Дагестана куда более привлекателен для торговых отношений, чем Астраханский. Если построить на территории Дагестана крупные логистические центры с перевалкой здесь товара с Востока, перспективы и выгоды, в связи с близкими границами с Грузией и республик Северного Кавказа делаются реальными.
Однако чтобы реализовать потенциал геополитических преимуществ Дагестана, помимо экспертных мнений членов Экономического совета, потребуются еще практические шаги, которые, естественно, невозможны без политической воли руководства республики. В условиях, когда Махачкалинский торговый порт остался без перевалки азербайджанской и казахстанской нефти, что, естественно, негативно отражается на экономике Дагестана, инициативы, высказанные Юрием Сайгидовым, более чем актуальны.
Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=38357