Аукцион, который войдет в историю

Прошедшая неделя была праздничной, и поэтому особой экономической активности в республике не наблюдалось. По большому счету за это время случилось лишь одно значимое событие, о котором стоит рассказать поподробнее. Тем более что оно, скорее всего, войдет в историю нового Дагестана. Речь идет об аукционе, в ходе которого и.о. генерального директора ОАО «Автовокзал» Саид Саидов приобрел пакет акций этого предприятия.

Как сообщила пресс-служба Министерства по управлению государственным имуществом Дагестана, выставленный на открытом аукционе пакет из 36020 акций (100% уставного капитала предприятия) обошелся победителю в 252 млн 286 тысяч 300 рублей. Главная же интрига заключается в том, что первоначальная цена пакета акций была почти в два с половиной раза ниже — 102 млн 974 тысяч рублей.
О том, как в Дагестане проходят аукционы, «НД» писало уже не раз. Как правило, победитель торгов всегда бывает известен заранее, и поэтому реальной борьбы за приватизируемый объект не происходит, иных туда просто не допускают. Первоначальная цена если и растет, то очень ненамного (превышение в 10% уже считается серьезным достижением, говорящим о том, что на аукционе была хотя бы предпринята попытка имитации борьбы). И на этом фоне вдруг запредельные результаты нынешнего аукциона, на котором (небывалый случай) было сделано аж 29 шагов при стоимости каждого шага в 5 млн 148 тысяч 700 рублей.
Больше того, даже предварительный анализ говорит о том, что впервые в истории Дагестана за объект была уплачена цена, близкая к рыночной (поскольку реальную прибыльность автостанции оценить достаточно трудно, мы будем опираться на стоимость земли в этом районе города). Так вот, стоимость сотки земли в районе Новой автостанции сегодня составляет около 1 млн рублей. Площадь ОАО «Автовокзал» — 290 соток. В итоге одна сотка обошлась Саидову почти в 870 тысяч рублей. Как видим, это вполне соответствует рыночной стоимости данного участка земли.
«Да, действительно, этот аукцион смело можно назвать уникальным для нашей республики, — считает председатель Независимого профсоюза предпринимателей и водителей Дагестана Исалмагомед Набиев. — На моей памяти это первые реальные торги, в ходе которых стоимость объекта выросла более чем в два раза. Обычно в ходе торгов она только снижалась — по предварительному сговору никто из участников аукциона объявленную стоимость объекта не предлагал, аукцион отменялся, а потом организаторы начальную цену снижали. За примерами далеко ходить не надо. Неподалеку от автостанции расположен Радиозавод, площадь которого, думаю, раз в десять больше. Я уже не говорю о капитальных цехах, возведенных на этой земле. Знаете, за сколько он ушел с аукциона в свое время? Всего за 70 млн рублей, в четыре раза дешевле, чем автостанция.
Это явная победа нового руководства Мингосимущества республики. А дополнительным стимулом стало то обстоятельство, что все три участника аукциона — транспортники, прекрасно знающие ситуацию в отрасли. Саидов в свое время руководил Управлением по транспорту при правительстве Дагестана, Магомед Кудиямагомедов — нынешний директор автостанции, а Джамбул Пирмагомедов — бывший руководитель (в свое время Саидов уволил его с этой должности). Это, естественно, предопределило накал аукционной борьбы».
Сегодня еще рано говорить о том, что в дагестанском приватизационном процессе произошел перелом. Ситуация с автостанцией вполне может оказаться единичным примером, напрямую связанным с личными взаимоотношениями участников аукциона. В любом случае узнаем мы об этом довольно скоро — в прогнозном плане приватизации на 2014 год, утвержденном правительством Дагестана, значится еще целый ряд объектов. Это полтора десятка акционерных обществ, два десятка унитарных предприятий, ну и, наконец, главные лоты — Межгюльская ковровая фабрика в Хивском районе, Кубачинский художественный комбинат и Кизлярский коньячный завод.
Все три предприятия являются брендовыми, их продукция составляет гордость Дагестана, формирует положительный имидж республики. А коньячный завод помимо этого является одним из главных налогоплательщиков республики. Именно поэтому ситуация с приватизацией этого объекта вот уже несколько месяцев обсуждается на самых разных площадках, постоянно попадая в топ-новости дагестанских и российских СМИ. Месяц назад в необъявленной войне между коллективом предприятия и руководителем республики Рамазаном Абдулатиповым наметился перелом — вместо Евгения Дружинина, за восстановление которого в должности борется рабочий коллектив, новым и.о. директора завода назначен Олег Артюхов. По мнению аналитиков, сделан еще один шаг к тому, чтобы приватизация этого предприятия, намеченная на сентябрь, стала реальностью.
Мы уже писали о том, что значительное снижение оценочной стоимости завода (с 15—20 до 4 миллиардов рублей) может говорить лишь о том, что приватизация готовится под конкретного человека, относящегося к «ближнему кругу» высокой власти. И хотя при реализации подобных схем в Дагестане осечек, как правило, не бывает и нужные объекты всегда достаются нужным людям, на этот раз имеется серьезная опасность, что на завершающем этапе ситуация может выйти из-под контроля наших чиновников.
Вариантов при этом может быть несколько. Об одном из них, предполагающем вступление в борьбу за завод крупного Краснодарского или Ставропольского агрохолдинга, мы уже писали (согласитесь, объединение в одном лице бренда Прасковеи и Кизляра выглядит достаточно заманчиво). При этом я говорил об опасности того, что завод, продолжающий работать в Дагестане, начнет платить налоги в другом регионе.
После публикации того материала я услышал от знакомых и незнакомых людей множество контраргументов. Мне говорили, что, во-первых, стороннего игрока к аукциону попросту не допустят, используя при этом вполне легальные и законные схемы. Во-вторых, убеждали меня, крупные российские игроки никогда не придут в Дагестан с его политической нестабильностью и активно действующим бандподпольем. В конце концов, меня практически полностью убедили в том, что подобное развитие сценария с приватизацией завода абсолютно нереально, и я решил на эту тему больше не писать.
Но буквально пару дней назад, проходя по аллее, на которой установлен памятник Кирову, я остановился поздороваться с группой знакомых пенсионеров. Народ там собрался продвинутый, активно читающий прессу (некоторые даже освоили интернет-пространство), и поэтому каждый день здесь идут бурные политические дискуссии. В последнее время главная тема, безусловно, Украина, но и наши реалии они обсуждают с неменьшим накалом.
На этот раз они говорили как раз о Кизлярском коньячном заводе. Видение ситуации с предприятием, озвученное одним из участников обсуждения, показалось мне достаточно интересным, и я решил предложить его вниманию читателей «НД».
— Вы думаете, почему Москва не вмешалась в этот конфликт, хотя таких заводов в стране раз-два и обчелся? Помните, Слюняев, министр регионального развития, к нам недавно приезжал, так он тоже ни слова про кизлярский завод не сказал. Я вам объясню, почему, я сам недавно все понял. Есть третий игрок, который пока сидит в тени и ждет, когда дело дойдет до приватизации. И вот как раз он лоббирует в Москве этот процесс, говорит, что не надо ничего предпринимать.
— И кто это такой сильный, если не секрет?
— Не секрет. Кадыров. Пусть не сам лично, он человек верующий, с алкогольным предприятием напрямую связываться не станет. Но представьте, что имеется группа влиятельных чеченских бизнесменов с большими деньгами, решившая принять участие в приватизации нашего завода. Деньги у них есть, они и 15, и 20 миллиардов заплатят и не обеднеют, зато получат завод, равного которому в отрасли нет. А Кадыров на этом этапе им просто немного помог, поговорил с кем надо в Москве, и все затихло.
Кто может помешать им принять участие в аукционе? Никто. Кто может собрать достаточно денег, чтобы на равных побороться с ними? Два-три человека, которые до сих пор никакого интереса к заводу не проявили, да и, скорее всего, не проявят. Ситуацию в республике наши соседи знают, собственность свою защитить смогут. Кроме того, это прямой выход к Кизляру, о котором они мечтают, оттуда и до моря всего шаг.
Тут вообще может картина интересная получиться. Смотрите, после покупки завода эти бизнесмены начинают активно сажать виноградники в Кизлярском районе (кто у нас будет противиться приходу богатых инвесторов?), и вскоре вся эта территория превращается в зону экономического контроля Чечни. Местное население при этом обеспечено работой и довольно, завод работает стабильно и на собственном сырье. А все налоги при этом уходят в соседнюю республику.
— Выглядит слишком фантастично, этого просто быть не может.
— Согласен, фантастично. Но кто вам сказал, что сегодняшняя фантастика не может стать завтрашней реальностью? Простой пример. Если бы еще год назад кто-то из нас сказал, что вскоре Россия практически без единого выстрела вернет себе Крым, кто-нибудь в это поверил бы? Тем не менее, Крым наш, и есть большая вероятность, что одним Крымом дело не ограничится.
Тут разговор переключился на украинские события, и о заводе больше не говорили. А я отправился в редакцию писать о прошедшем аукционе.
На фото: Аукционная продажа автовокзала уникальна тем, что впервые в истории Дагестана за объект была уплачена цена, близкая к рыночной

Фото: Магомед Хазамов 

Источник: http://www.ndelo.ru/ekonomika-2/3150-auktsion-kotoryj-vojdet-v-istoriyu

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *