Духовное управление мусульман Дагестана представило перевод на русский язык итоговой декларации международной богословской конференции «Российские мусульмане: права и обязанности». Эксперты считают, что некоторые положения документа противоречат нормам светского государства и не могут носить обязательный характер.
Духовное управление мусульман Дагестана распространило официальный перевод с арабского на русский язык итоговой декларации международной богословской конференции, заверенный шейхом Аль-Карадаги (копия документа имеется в распоряжении "Кавказского узла"). Как отметили в Духовном управлении мусульман Дагестана, ученым и переводчикам понадобилось более месяца, чтобы дословно и без искажений донести смысл сказанного богословскими учеными для русскоязычной публики.
Аль-Карадаги: истребление мирных людей — запретное преступное деяние
В документе даны разъяснения по основным вопросам, которые задавались делегации ВСМУ во время пребывания в Дагестане. В частности, в ответе на вопрос: "Какова позиция ислама в отношении совершаемых в России взрывов, от которых страдают гражданские лица: имамы, преподаватели, женщины и безвинные дети?", говорится, что "запугивание и истребление мирных людей, убийства, бессудные казни, взрывы общественных зданий и сооружений являются запретными преступными деяниями. Они относятся к такому преступлению, как "разбой и распространение нечестия на земле", за которое Аллах установил самые суровые наказания".
Еще один вопрос, заданный делегации исламских ученых, звучал следующим образом: "Некоторые мусульмане, именующие себя "муджахидами", широко практикуют вымогательство денег у предпринимателей, облагая их тем, что они называют "налогом на войну". Какова позиция шариата в отношении этого явления?" В итоговой декларации об этом говорится: "Шариатом это не дозволяется. Всевышний Аллах запретил пожирать имущество людей попусту".
В последнее время в Дагестане среди верующих часто возникали дискуссии на тему, "дозволено ли мусульманам участвовать в празднествах немусульман, проживающих с ними вместе в одном светском государстве?" На этот вопрос Аль-Карадаги дал такой ответ: "Как известно, религиозные праздники предназначены для последователей той или иной религии, и у каждой из них свои праздники. Дозволяется просто отмечать праздник, не участвуя в религиозных обрядах. Можно разделить с ними радость и веселье во имя благодетельства, предписанного нам Всевышним".
Как говорится в итоговой декларации, мусульманские ученые намерены собрать и упорядочить приведенные вопросы и ответы в форме суждений, касающихся всех прав и обязанностей российских мусульман перед государством, и изложить их в едином документе под названием "Положения фикха о мусульманах России".
Этот документ может быть принят всеми мусульманскими учеными России при участии Всемирного союза мусульманских ученых на конференции "Исламская социальная доктрина мусульман России", которую планируется провести в Москве под эгидой Всемирного союза мусульманских ученых и при участии всех глав мусульманских Духовных управлений РФ.
Джемаль: "навязать" документ мусульманам не получится
Документ такого рода не может быть обязательным "ни де-юре, ни де-факто", считает председатель Исламского комитета России, депутат Национальной ассамблеи Российской Федерации Гейдар Джемаль.
"В исламе подобного (документа) не существует, если не брать во внимание шиитов, которые всегда следуют за духовным наставником. Да и среди них есть разногласия. Например, после исламской революции 1979 года много шиитов подчеркнуто дистанцировались от Хомейни (Рухолла Мусави Хомейни — иранский политический деятель, лидер исламской революции в январе 1978 — феврале 1979 годов, после – глава администрации Ирана, – прим. "Кавказского узла"), позиционировавшего себя как лидера всех мусульман, а шиитов и подавно", — рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Джемаль.
"Навязать" документ мусульманам не получится, поскольку каждый из них имеет право выбора духовного наставника, продолжил исламовед. Кроме того, мнения, изложенные в итоговой декларации, носят рекомендательный, а не обязательный характер.
"Кто-то поддерживает джихад, кто-то осуждает некоторые его позиции. Поэтому данная конференция – не более чем пиар-демонстрация, которая никого ни к чему не обязывает. Если акция идет против шествия людей, сделавших свой выбор, то она вызовет насмешки и издевки со стороны "определившихся", — подытожил Джемаль.
Скаков: декларация найдет своего читателя
Мнение Джемаля разделяет и координатор рабочей группы центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Александр Скаков.
"В мусульманстве нет ничего обязывающего, есть мнения – кто-то с коллегами считается, кто-то нет. Отсюда и постоянные несогласия в исламском обществе. Ислам — менее централизованная религия, чем, например, христианство, она более расколотая. Существует масса течений и школ, которые находятся в симбиозе, взаимодействуют друг с другом, что создает почву для единства. Для Северного Кавказа, например, опасно салафитское ответвление ислама, взаимодействующее с ваххабизмом, основанное на Коране и исключающее другие толкования. Так что конференция – дело полезное и нужное, но не обязывающее", — рассказал "Кавказскому узлу" Скаков.
Однако декларация найдет своего читателя, считает эксперт. Сподвижники и ученики членов ВСМУ "примут конференцию всерьез", хотя говорить, что "организация имеет вес в исламском мире, нельзя".
Бабич: документ не может рассматриваться в качестве обязательного для российских мусульман
Главный научный сотрудник отдела Кавказа Института этнологи и антропологии РАН Ирина Бабич отмечает ряд особенностей декларации.
"Данный документ посвящен краеугольному вопросу жизни российских мусульман в Российской Федерации, а именно: как следовать нормам ислама российским мусульманам, проживающим в светском государстве? Как видно из документа, во многом это была инициатива президента Дагестана Абдулатипова, что можно только приветствовать. Однако важно отметить, что далеко не все субъекты РФ, в которых проживают мусульмане, отправили своих представителей на данное мероприятие, что вызывает вопрос: либо они не были приглашены, либо они не поддерживают идею мероприятия, либо они не поддерживают ту организацию, которая стала фундаментом данного мероприятия, а именно — Всемирный союз мусульманских ученых", — рассказала Бабич.
По ее словам, Всемирный союз мусульманских ученых – "организация новая, и не совсем ясно ее положение в мусульманских странах Востока, ее авторитет и представительство в этих странах".
Также Ирина Бабич подчеркнула, что, несмотря на то, что на конференции и в самом документе поставлен вопрос о правах и обязанностях российских мусульман перед государством, однако представленное его решение вряд ли можно считать грамотным с точки зрения российских законов.
Любое светское государство, в том числе и Российская Федерация, всегда имеет целый ряд государственно-правовых установок, которые всегда будут противоречить шариату
"В частности, в документе говорится следующее: "Соблюдение законов государства обязательно, если есть четкое понимание, что они не противоречат шариату". Любое светское государство, в том числе и Российская Федерация, всегда имеет целый ряд государственно-правовых установок, которые всегда будут противоречить шариату. Непротиворечие шариату возможно исключительно в рамках мусульманского государства", — поделилась своим мнением ученый.
Таким образом, по мнению Бабич, данная постановка вопроса и ответ на него соответствующим образом содержит в себе не решение вопроса о положении российских мусульман в РФ, а лишь углубление возможных будущих противоречивых ситуаций между мусульманами и светским характером российского государства.
Также Ирина Бабич отметила присутствие в документе понятия, которое отсутствует в государственно-правовых документах Российской Федерации, и в действительности им противоречит – понятие "мусульманские республики в РФ".
"Мусульманская республика – это цель деятельности ряда радикальных мусульман РФ, но это не есть правовая действительность России. Поэтому документ просто не учитывает российские законы. Документ не акцентирует внимание на том, что российские мусульмане должны приспособиться к светскому характеру государства, а показывает верховенство законов ислама над светским государством. Этот документ не может рассматриваться в качестве обязательного для российских мусульман. Однако в радикальных структурах он может быть воспринят как один из шагов в борьбе за создание действительно мусульманских республик", — рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Ирина Бабич.
Добавим, в мае 2012 года на конференции "Исламская доктрина против радикализма" 25 и 26 мая 2012 года в Москве была принята московская богословская декларация, подготовленная шейхом Абдаллой Бин Байя. Документ затрагивал вопросы джихада,халифата, запрета на кровопролитие, необоснованного обвинения кого-либо в неверии, отношения к иноверцам. В документе сказано, что декларация имеет всеобщее и вневременное значение и может всегда быть шариатской основой для вынесения на ее основе частных фетв.
Источник: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/241054/