Обычай побратимства — одна из высших форм проявления дружбы между людьми. Он хорошо был знаком всем дагестанским народам и не связан ни с тухумным родством, ни с национальной принадлежностью.
Как правило, обычай этот возникал среди людей, испытавших какую-либо критическую жизненную ситуацию. Это могло случиться на войне, во время стихийных бедствий или острой нужды. В такой обстановке совершались взаимные подвиги и иные действия, которые помогали преодолеть трудности, выйти с честью из самых опасных положений. После таких испытаний люди становились друзьями, и дружба, возникшая таким образом, впоследствии перерастала в побратимство.
Побратимы — люди большого мужества, воли и высокой морали. Становясь побратимами, каждый брал на себя обязанности во всем быть с другом вместе, сообща делить радости, тревоги, нужду.
Побратимы — люди большого мужества, воли и высокой морали. Становясь побратимами, каждый брал на себя обязанности во всем быть с другом вместе, сообща делить радости, тревоги, нужду.
Заканчивались дружеские отношения совершением обряда побратимства. В одном случае это могло быть в виде устной клятвы быть верным другом, пока не покинет мужество. В другом случае обряд побратимства совершался путем смешения крови друзей. Делалось это так: капли крови из надрезанных пальцев друзья смешивали с напитком, налитым в чашу. Затем напиток выпивался обоими. Считалось, что смешение крови придавало им силу братских отношений.
ревнейшей формой побратимства являлась также клятва на оружии и обмен им между побратимами.
Побратиму в семье оказывались высокие почести. В этнографических материалах каратинцев, тиндинцев, цунтинцев, сюргинцев, кумыков и других народов Дагестана сохранились сведения об обычае побратимства.
Этот обычай приобрел новую жизнь в годы Великой Отечественной войны. В стране было немало участников войны, которые стали носителями лучших традиций побратимства.
Молочное братство
Заметное место в общественной жизни дагестанцев занимает молочное братство. Молочными братьями становились дети, неродные между собой, вскормленные молоком одной женщины. Принято было считать, что это молоко, пройдя через «кровь» потреблявшего, делало его как бы родным сыном. Отсюда идет и само название — молочный брат.
Становлению молочного братства сопутствовало временное вскармливание грудью ребенка родственницей или соседкой при отлучке родной матери. Этот обычай был и остался довольно распространенным в нашем горном крае.
Бытовало и постоянное вскармливание грудью ребенка приглашенными женщинами за вознаграждение. К такому роду вскармливания, как правило, прибегали состоятельные семьи.
Богатые люди использовали молочное братство в целях расширения социальной базы, подчинения себе других людей. Например, расширив родство таким путем, кайтагский правитель поставил все общество в положение аталыка и тем самым обеспечил себе и своему наследнику не только покорность, но и полную поддержку уцмийства.
Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=37688