Умма: по пути толерантности и согласия. Размышления. Не верить опасности – сама опасность

Религиозный фактор и межконфессиональное согласие в истории человечества всегда выступали как один из главных составляющих стабильности и цивилизационного развития стран, народов и государств. Нынешний этап не является исключением.

Особенную остроту эта проблема приобрела в современном исламском мире. Резко обострились межконфессиональные отношения в таких мусульманских странах, как Сирия, Ирак, Египет, Афганистан и другие. Вместе с активным возрождением ислама и возрастанием роли религии в обществе возникли острые противоречия между различными исламскими течениями в мусульманских государствах, образованных после развала СССР, а также в регионах России с преобладанием мусульманского населения. Не только в этих странах и регионах, но и во всем мире эти процессы и религиозный фактор вообще нуждаются в новом научном осмыслении и принятии адекватных кардинальных мер по преодолению кризисов, конфликтов, угроз миру и стабильности на планете.
Религия, в том числе ислам, в отдельных научных сферах до сего времени воспринимается как один из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному. «Религия отвечает на запросы сердца, отсюда ее магическая сила, наука – на запросы ума, отсюда ее неодолимая мощь. Но прошло уже много времени с тех пор, как эти две силы перестали понимать друг друга. Религия без доказательств и наука без надежды стоят друг против друга, бессильные победить одна другую» (Э.Шюре). От этого противостояния не выигрывает ни религия, ни наука. Представляется, что человечество выросло, достигло того уровня развития, когда можно и нужно разрешить это противостояние и устранить из жизнедеятельности человечества его негативные последствия.
Мусульманские народы, некогда создавшие одну из величайших мировых цивилизаций, ныне находятся в числе наиболее отсталых в социальном, экономическом, научно-техническом, культурном и духовном развитии. Такое отставание во все времена представляло реальную угрозу национальной безопасности народов и государств, явилось основной причиной исчезновения с этнической и политической карты планеты ряда народов и государственных образований. Таких примеров в истории человечества предостаточно.
В современную эпоху глобализации, высоких темпов роста населения мира, ограниченности и истощения ресурсов планеты такая угроза многократно возрастает. Отсталые страны если и не исчезают с карты мира, то неизбежно  превращаются в поставщиков сырья и дешевой рабочей силы для развитых стран. Это по существу является рабством или колониализмом при их иллюзорной свободе и суверенитете. Такое зависимое положение и незавидная роль отсталых стран и народов в мирохозяйственных процессах в современных условиях глобализации становятся совершенно очевидными и принимают всевозрастающие масштабы.
Колоссальные человеческие жертвы и отставание в развитии мусульманского мира – очевидный результат религиозных войн. Но не меньший, а для мусульманской уммы – гораздо больший и непоправимый ущерб наносит конфессиональная рознь. Вражда и война между мусульманами иногда перерастает в нетерпимое отношение к народам других вероисповеданий, в массовый терроризм под знаменем ислама как в самих мусульманских, так и немусульманских странах мира. Таким образом в глазах мирового сообщества практикуемый ислам предстает как антигуманная религия. Именно поэтому раскол в мусульманском мире, обусловленный разногласиями между суннитами, шиитами и салафитами, можно оценить как отход от норм Корана и единого истинного ислама.
Воспитать современного человека религиозным и сделать его верующим насильственными  мерами невозможно. Человека можно под давлением общественного мнения, другими насильственными мерами принудить молиться, держать уразу, платить закаат, совершить паломничество, соблюдать другие ритуалы. Но если человек в душе не поверил во Всевышнего, то он не станет мусульманином. Истинная вера заключается не во внешних бытовых атрибутах, ритуалах, обычаях, а в душе верующего. Этого можно достичь лишь путем убеждения человека в превосходстве истинных ценностей мусульманской религии.
Для единения мусульман во всем мире, преодоления разногласий и военных конфликтов между суннитами, шиитами и ваххабитами можно и нужно использовать и опыт христианских конфессий. Такой же кризис и бесконечные религиозные вой­ны переживало христианство в ХVI–ХVII вв. Хотя здесь нет полной аналогии с военными конфликтами в мусульманском мире, в христианстве удалось установить компромисс, придти к согласию, и после ХVII в. мирно уживаются католическая, православная и протестантская конфессии. Не только уживаются,  но и активно сотрудничают и взаимодействуют, когда это касается христианской религии и общих интересов христианского мира.
Прежде всего представляется целесообразным создать международный исламский клуб (МИК) или иного рода общественный исследовательский и организационный центр для проведения масштабных исследований с привлечением современных авторитетных мыслителей и ученых по исламоведению, теологов и богословов, религиозных лидеров, а также заинтересованных государственных и общественных деятелей. Первоочередной задачей такого клуба должна стать организация научных исследований, раскрытие истинных причин раскола мусульманской уммы, поиск основных путей преодоления разногласий,  обоснование единого согласованного толкования Корана и его требований, приемлемого и обязательного для всех мусульман. Важнейшей организационной задачей и конечной целью МИК является единение всех мусульман мира, развитие, укрепление и распространение ислама как мировой религии.
Во всех мусульманских странах и регионах целесообразно также создать подразделения МИК, которые будут проводить аналогичную работу на местах, организовывать исламские конференции, круглые столы, мониторинг общественного мнения, вести информационную и разъяснительную работу среди мусульман. К этой работе на местах следует привлекать всех озабоченных нынешним положением и заинтересованных в установлении мира и согласия среди мусульман.
Раскол среди мусульман, конфессиональные религиозные разногласия и конфликты перекинулись в Россию и активно внедряются и поддерживаются извне. Особенную остроту и всевозрастающую масштабность они приобретают в республиках Северного Кавказа, в том числе в Дагестане. Надо надеяться, что еще не поздно предотвратить дальнейшее углубление и расширение географии конфессиональной розни среди мусульман Кавказа и России. Но это не случится само собой так же, как не удастся справиться с этой проблемой принудительными и насильственными мерами. Не видеть этой опасности – само по себе опасно.
Самая большая опасность для будущего Дагестана представляет то, что люди начинают привыкать к тому, что религиозный экстремизм и терроризм проявляют себя все активнее и уносят человеческие жизни. Счет погибших уже перевалил за сотни. Каждый дагестанец надеется, что эта беда его не коснется. Такая надежда – очевидный самообман. Ни один дагестанец не защищен, не застрахован от этой угрозы. Одно то, что в этой войне погибают лучшие, талантливые государственные, общественные и религиозные деятели, – уже потеря для Дагестана и каждого дагестанца. Тем более всех дагестанцев без исключения касается то, что  переживаемый застой, резкое отставание социально-экономического развития и низкий уровень жизни – закономерные последствия экстремизма и связанными с ним общественно-политической нестабильности и инвестиционной непривлекательности Дагестана.

Представляется необходимым не откладывая начать и активно проводить все обозначенные выше меры по преодолению разногласий и единению мусульман всей России. Целесообразно незамедлительно запустить этот процесс в Дагестане, создать дагестанский республиканский исламский клуб (ДРИК) и развернуть исследовательскую, организационную и разъяснительную работу среди населения по единению мусульман. На втором этапе, накопив определенный опыт, следует инициировать развертывание этого процесса на Северном Кавказе, а на следующем этапе – по всей России и во всем мире. «Дело умных — предвидеть беду, пока она не пришла, дело храбрых — управляться с бедой, когда она пришла» (Питтак). Поскольку не оказалось умных людей, способных своевременно предвидеть и предотвратить эту беду, то крайне важно сейчас объединиться храбрым, чтобы управляться с этой уже постигшей нас бедой. 

Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=36808

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *