Работать как пчела. Круглый стол. Главное условие – развитие пчеловодства в республике

Дагестану сегодня как никогда требуются новаторские проекты для выхода из затяжного экономического кризиса, однако способствовать этому могут также и ремесла, которыми традиционно занимались дагестанцы. В этом ряду пчеловодство, пожалуй, одно из приоритетных. Обсуждению перспектив развития пчеловодства в Дагестане, выявлению актуальных проблем отрасли был посвящен круглый стол редакции нашей газеты.

В его работе приняли участие Абдулатип Магомеддибиров, председатель Союза пчеловодов РД и его заместитель Муслимат Абакарова, профессор ДГУ Алибулат Гасанов, пчеловоды Абдусамат Магомедов и Марьям Магомедова, главный специалист управления мелиорации Министерства сельского хозяйства и продовольствия РД Алимпаша Гаджиев, член Союза пчеловодов России, кандидат сельхознаук Магомед Султанбеков, директор профессионального технического училища №21 города Махачкалы Гаджи Гаджиев, начальник отдела группы уполномоченных Министерства торговли, инвестиций и предпринимательства РД Джамалутдин Сафаралиев, а также журналисты республиканских СМИ. Вел круглый стол зам.главного редактора Олег Санаев. Приводим наиболее интересные фрагменты состоявшегося обсуждения.
Алибулат Гасанов:
— Я по специфике работы занимался изучением биологии пчел. Мы проводили самые разные исследования, но и без того очевидным является необходимость развития пчеловодства в республике. Определенно оно заслуживает более пристального внимания. Ведь пчелы – это не только мед, пчелы, собирая нектар, занимаются опылением, то есть способствуют повышению урожайности садоводства, влияя тем самым на эффективность ведения сельского хозяйства.
Абдусамат Магомедов:
— Обучаясь в институте в Башкирии, я думал, что знаю о пчелах все, но позже, когда столкнулся с проблемами в работе, понял, что почти ничего не знаю. Проблем же у пчеловодов множество. Прежде всего ограниченные возможности кормовой базы. Пчеловоды республики слабо организованы, и говорить о промышленном производстве меда в республике преждевременно. Мы в стране, наверное, на последнем месте по уровню развития пчеловодства. У нас очень низкий уровень квалификации специалистов, неправильно используется ограниченный потенциал кормовой базы. Бывает, к примеру, так, что во время сезона все пчеловоды собирают мед на одной территории. Потому и урожаи невелики. Нет специального органа, человека, который бы компетентно регулировал эти вопросы.
Если сопоставить уровень наших пчеловодов с российскими специалистами, сравнение, увы, будет не в нашу пользу. Нам нужно готовить специалистов, создавать учебный центр, базу с пасеками. Другая проблема — организация сбыта, вернее, цивилизованных форм реализации меда. Мешают этому, в частности, проводимые у нас в республике медовые ярмарки, где свою продукцию сбывают торговцы из других регионов страны. Дело в том, что этот мед часто фальсифицированный и никакого контроля за этим нет. Так называемый дешевый мед идет к нам из Китая, и никому до этого нет дела.
Корр.: — А много ли меда производят в республике? Есть ли перспективы у этой отрасли?
Абдулатип Магомеддибиров:
— Мы только создали Союз пчеловодов. У нас много планов, но мы пока на стадии становления. Есть намерения развивать пчеловодство в Дагестане, для этого мы много ездим по районам республики, изучаем проблемы пчеловодов, расширяем Союз. На сегодняшний день, по данным ЦСУ, в республике в год производится всего 254 тонны меда, но, конечно, в действительности эта цифра гораздо больше. В Дагестане 84 тысячи пчелосемей, которые дали, к примеру, в 2012 году порядка 1 тысячи 190 тонн меда. Если мы сумеем организовать сбыт продукции, то, уверен, цифры будут куда больше. 2-3 тысячи тонн, не меньше…
Корр.: — И какова себестоимость килограмма меда?
Абдусамат Магомедов:
— Точно мы не считали, ну, наверное, рублей 200…
Корр.:- Вы говорите трудно его реализовать, нужен сбыт, но не кажется ли вам, что мед ваш дорогой. Не потому ли наши люди покупают дешевый привозной продукт?
Абдусамат Магомедов:
— Это фальсифицированный мед…
Корр.:- Я проводил экспертизу на мед, привезенный в столицу из Гумбетовского района. Мне сказали, что он ненастоящий, с примесями.
Абдусамат Магомедов:
— У нас точной экспертизы не делают. У меня был случай, когда на один и тот же мед мне дали совершенно разные результаты. В Дагестане не проводят реальной экспертизы.
Муслимат Абакарова:
— Анализ качества меда очень дорогостоящий, и на самом деле это ничем не доказанное утверждение. Реактивы на проведение анализов очень дорогие, часто просроченные, и потому экспертизе верить не стоит. К тому же в Дагестане специальной лаборатории нет.
Корр.:- Что же Союз пчеловодов намерен с этим делать?
Абдулатип Магомеддибиров:
— Союз создан 17 июня 2011 года, и с этого дня продвинулись вперед, но нам необходима государственная поддержка. Мы уже давно подготовили все документы, чтобы получить средства на развитие пчеловодства, но только в этом году добились, чтобы Министерство сельского хозяйства выделило средства на субсидирование пчеловодства: мы запрашивали 100 миллионов, но получили лишь 4. Что можно сделать на эти средства? Наша задача сегодня — развивать прежде всего племенное пчеловодство. Скажу, что в Дагестане порядка 60-70 процентов пчел больные, но у нас нет возможности исправить подобную ситуацию. Перспективы все же есть. Есть также намерения переходить на промышленное производство, производство прополиса, маточного молока. Китай, к примеру, его порядка 100 тонн производит, а Россия не более 10. Не плохо бы, хоть как-то регулировать медовый рынок. Очень хорошо пчеловодство развито в Башкирии, в Осетии, там отрасль поддерживается на государственном уровне, в Дагестане же многое упущено. Когда это говоришь чиновникам, отвечают: зачем нам ваш мед, его вон везут к нам со всей страны. Но ведь специалисты должны знать, если пчеловодство на собирании меда зарабатывает рубль, в целом сельское хозяйство имеет прибыли от него не менее 50. Известный факт, что опыление пчелами садов и полей на 50 процентов повышает урожайность культур.
Корр.:- А почему бы вам не организовать свои фирменные магазины, тогда бы не было и фальсификата. Чем вы помогаете участникам Союза пчеловодов?
Абдулатип Магомеддибиров:
— Мы рассчитываем отрыть свои магазины во всех городах республики, также организовывать свои медовые ярмарки. У нас много планов и много задач. Кое-что мы уже сделали, но больше предстоит. Хорошо уже то, что нам удалось собрать в Союзе 160 пчеловодов. Мы организовали обучение специалистов в техническом 21-м училище Махачкалы. Есть уже и первые выпускники. Мы готовим специальную литературу для наших пчеловодов, содействуем в повышении их квалификации, организации обучения. Добились выделения субсидий, совместно, сообща будем решать свои задачи.
Алимпаша Гаджиев:
— Мне кажется, одним из важных моментов, актуальным является организация питомника для разведения пчеломаток, создание специализированной лаборатории. Также необходимо продумать вопрос подбора тары для нашего меда. Чтобы конкурировать на рынке, у дагестанского продукта должен быть хороший товарный вид.
Корр.:- Вы говорите — конкурировать, но местного меда на рынке очень мало, его не найти…
Абдулатип Магомеддибиров:
— Мед есть, и хороший, но чтобы его было больше, нужно работать, необходима также и государственная поддержка.
Гаджи Гаджиев:
— Обнадеживает, что пчеловоды республики наконец активней стали обсуждать проблемы развития отрасли. У пчеловодства республики большие перспективы, если решить ряд проблем. Вот, на мой взгляд, основные из них: это прежде всего отсутствие племенной базы, крупных разведенческих хозяйств и пасек, недостаточное внимание к вопросам опыления сельскохозяйственных культур пчелами, дефицит профессиональных кадров, низкий уровень ветеринарного и санитарного контроля, отсутствие производственной базы и оптового рынка меда. У нас в Дагестане 160 пчеловодов произвели за год более тысячи тонн меда. Чтобы эти цифры были больше, нужно работать в этих направлениях. И еще, конечно же, нужны фирменные магазины в городах республики.
Джамалутдин Сафаралиев:
— Думаю, сегодня Союзу пчеловодов следует активнее работать в области соискания грантов для предпринимателей. В прошлом году гранты получили порядка 600 человек, и несколько из них, насколько мне известно, были из сферы пчеловодства. Гранты — это существенная материальная помощь, выдаваемая победителю на безвозмездной основе. Есть возможности у министерства содействовать предоставлению пчеловодам кредитов, оборудования под лизинг. Субсидируется также выставочная, ярмарочная деятельность.
Послесловие
Признаться, многое, о чем говорили участники круглого стола, свидетельствовало прежде всего о плачевном состоянии пчеловодства в республике. Это и неудивительно: где у нас в Дагестане нынче нет разрухи. Однако сам факт самоорганизации тружеников села, конечно же, большой плюс. Правда, слишком велики у них надежды на бюджет республики. Об этом сказал и один из участников встречи член Союза пчеловодов России, канд. сельхоз. наук Магомед Султанбеков, предложивший наметить наиболее рентабельные сферы деятельности в пчеловодстве и конкретно предложивший вариант, который бы дал уже сегодня прибыль: предлагаю разводить российские породы пчел для продажи в регионы страны. Там на них в начале апреля, в мае, большой спрос, а суровая русская зима — помеха для разведения. У нас же в мае уже абрикосы поспевают. Вот вам и конкурентные преимущества Дагестана.
Денег сегодня недостает всем, и если в промышленности, к примеру, в деле организации венчурного фонда для продвижения в жизнь инновационных, рискованных проектов, без участия Правительства республики, ну прямо никак, то в пчеловодстве положение получше. Прежде всего потому что пасечники — люди, как правило, небедствующие. Бизнес, как говорится, у них «баракатный». Понятное дело, без компетентного арбитра, разумного регулирования медового рынка, без административной поддержки пчеловодства успеха также не видать. Но в первую очередь успех зависит от самих пчеловодов, от их коллективной воли и умения не только организоваться в Союз, полагаясь на финансирование государства, но и умения вести коллективный бизнес, то есть приносить доходы не только себе, но и казне республики. Тогда и отношение государства к ним изменится.
Но все же сетования председателя Союза пчеловодов по поводу непонимания чиновниками пользы пчел для сельского хозяйства, конечно же, справедливы. Особенно актуально это для муниципалитетов, для которых пчеловодство — один из нереализованных резервов развития. Увы, некомпетентность, безразличие, наследие, с которым борется новое руководство республики, далеко еще не изжито. Примером тому служат инициативы вице-премьера Абусупьяна Хархарова, предпринимающего усилия по приданию импульса развитию пчеловодства республики, но признающего также инертность и пассивность людей на местах.

  

Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=36838

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *