Многонациональную культуру Дагестана освещают такие имена, как Сулейман Стальский, Махмуд из Кахаб-Росо, Мурадхан и Шамси Кухмазовы, Саният Мурадова, Анвар Аджиев, Николай Лаков, Алексей Августович и многие другие. В этом ряду особо возвышается такая глыба в театральном искусстве, как Барият Мурадова, народная артистка Советского Союза. И весьма примечательно, что в 2014 году, учрежденном в стране как Год культуры, Барият Солтанмеджидовне исполняется 100 лет со дня рождения.
Более 10 лет нет с нами этой актрисы редкого дарования, но «осталась она в памяти современников как
звезда первой величины, как исконно народный талант, как подлинный профессионал. Актриса познала при жизни и восторги признательной публики, и высокие государственные награды, и общенародную любовь, и радость творческих открытий, и муки поиска в сценическом искусстве драгоценного бриллианта, сверкающего всеми гранями. Она сыграла в родном Кумыкском театре лучшие женские роли в пьесах лучших драматургов мира», — так пишет о Барият Мурадовой кандидат искусствоведения Гулизар Султанова.
Чередой сменяются годы, а вслед за ними сменяются поколения дагестанцев. И в нашем обществе уже есть люди, которые едва ли слышали о женщине, талантом которой гордилось советское искусство. Ее сценические образы изумляли даже корифеев театра Михаила Царева, Рубена Симонова, Любовь Орлову, Людмилу Целиковскую, многочисленных театральных критиков.
Обидно, что ее имя не значится на фронтоне дагестанских театров, школ искусств, ее ничем незапятнанным именем не названа улица в Махачкале. И слава Богу, что у входа в Кумыкский театр, где она творила чудеса своим светлым и могучим талантом, стоит ее изящная
фигурка, не так давно сработанная ее дочерью – скульптором Беллой Мурадовой. И как бы было хорошо, если бы Год культуры в родном Дагестане стал бы Годом Барият Мурадовой – это была бы малая толика признательности, благодарности дагестанцев обладательнице редчайшего таланта, который рождается так редко, что не берусь назвать периодичность, исчисляемую многими-многими десятилетиями. Мощь ее непревзойденного таланта влекла в театр даже тех, кто в силу своих взглядов считал профессию актрисы для дагестанки харамной. Они, забыв обо всем, плакали и смеялись вместе с героинями Барият Солтанмеджидовны. Благодаря ее могуществу на сцене люди полюбили театр, познали светлость родного языка, становились чище, благороднее, узнавая свои пороки, так тонко подмеченные актрисой в схожих жизненных ситуациях.
Зал кумыкского театра заполняли люди разных национальностей, понимая Барият без перевода. Я, например, даже была рада, что не знаю кумыкского языка. Без всяких отвлечений на реплики наблюдала за мимикой актрисы, ее движением, пластикой голоса, такими выразительными, многозначимыми жестами, грацией тела, благородной интонацией. А уж как пела Барият, как ее голос переливался оттенками такой породистости, что все слова блекнут и не могут передать реальности.
Б.Мурадова была и остается великой в своем предназначении, она — слава дагестанского высокого искусства. Я коленопреклоненно вспоминаю ее образ – актрисы мощного дарования.
Эти и многие другие воспоминания захватили меня, когда села писать о встрече с другим признанным актером и организатором театрального дела, председателем Союза театральных деятелей Дагестана, народным артистом Российской Федерации Айгумом Айгумовым. А встретилась я с Айгумом Эльдаровичем, чтобы расспросить, как Дагестан отметит 100 лет со дня рождения Барият Мурадовой. И у меня есть что вам, уважаемый читатель, рассказать.
Как и подобает значимому событию, создан оргкомитет по проведению в республике мероприятий, посвященых 100-летию Б. Мурадовой. Его возглавит один из заместителей Председателя Правительства РД. Перечисление списка членов оргкомитета занимает целую страницу. В нем министры, главы администраций, директора НИИ, музеев, руководители Фонда культуры Дагестана и СМИ, театровед. Состав солидный. Не менее солидный и перечень намеченных мероприятий в честь Барият Мурадовой и ее славной памяти.
На четырех полных листах значатся: переиздание книги о Б.Мурадовой «Жизнь в искусстве» Майи Зульпукаровой, изданной 40 лет назад; проведение научно-практической конференции «Б.Мурадова – классик дагестанской сцены»; книжные выставки; просмотры документальных лент о творчестве актрисы и художественных фильмов с ее участием; показ по ТВ видеозаписи на новых носителях 25 спектаклей, в которых играла любимая дагестанцами актриса, 4 из этих спектаклей записано в плане: восстановить на сцене Кумыкского театра; восстановить предложено и 40 песен из музыкального наследия Б. Мурадовой; проведение юбилейных мероприятий в университетах, училищах, колледжах, музыкальных школах и школах искусств; создание театральной гостиной Б. Мурадовой; учреждение премии им. Б. Мурадовой и другое.
Обширный план Айгум Эльдарович с гордостью передал мне, и действительно есть чем гордиться, потому что, как кажется, все предусмотрено, все должно быть задействовано – от Дагестанского научного центра РАН до детских школ искусств. Если бы не одно НО. На календаре значится март, а план столь важных мероприятий в Год культуры Правительством РД еще не утвержден и никаких средств не выделено. И на этот раз нет отступлений от точной формулировки: «Долго запрягаем, господа». Хотя некоторые мероприятия уже можно было провести без серьезных затрат.
Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=36746