Это какие-то знаки, оставленные людям инопланетянами, загадочные коды, которые нам, землянам, неведомы. Но сумеем ли мы их расшифровать, понять правильно, и возможно ли это вообще? Именно такие мысли посещают, когда смотришь на работы известного дагестанского художника-абстракциониста Ибрагимхалила Супьянова (на снимке).
Особое видение происходящего вокруг, стремление понять суть привычных вещей и сотворить что-то новое — всё это сопровождало его с детства. Именно тогда и появилось желание быть художником. Благо, родители отнеслись спокойно к этому, тогда ещё не до конца понятному увлечению сына. И вот, окончив школу в Верхнем Каранае, юный И. Супьянов поступил в Дагестанское художественное училище им. Джемала.
Здесь он созревал как живописец и, самое главное, приобрел настоящего друга и учителя, который и помог ему найти себя, Эдуарда Путерброта. Он, можно сказать, предопределил путь молодого художника, который И. Супьянову интересен и по сей день. Часто повторяемая Э. Путербротом фраза: «Как бы ты ни рисовал, всегда получится хорошо», помогает художнику преодолевать страх перед чистым холстом, побороть сомнения. Возможно, благодаря этой безграничной вере в учителя имя И. Супьянова и загорелось так ярко. Сегодня его работы хранятся во многих музеях искусств Дагестана, в собраниях Министерства культуры России, в частных коллекциях в Германии, Чехии, Словакии, США, Испании, Франции, Израиле.
Но не только в изобразительном искусстве проявился талант И. Супьянова — он замечательный сценограф. Путь в мир театра ему так же открыл художник Э. Путерброт. Благодаря ему в 1975 году Ибрагимхалил впервые принимает участие в оформлении постановки Аварского театра к юбилею поэта Махмуда. Дебют оказался удачным. Невероятная магия театра захватила молодого художника. Его всё чаще приглашают оформлять спектакли театры республики. «Ханума», «Бабушка Удрида», «Авиценна», «Камалил Башир», «Хочбар», «Легенда о любви» — это далеко не весь список постановок, над которыми работал И. Супьянов. С каждой новой работой мастерство его оттачивалось. С 1990 года он активно работает в Дагестанском театре оперы и балета, где и по сей день является главным художником.
В его театральных работах всё так же прослеживается влияние абстракционизма. Он ищет новые формы, неожиданные решения. И конечный результат не разочаровывает. Декорации и созданные по его эскизам костюмы героев завораживают зрителя. Чего стоит показанная недавно опера «Шарвили» композитора М. Гусейнова. Действие ещё не началось, а зритель уже увлечённо рассматривает таинственные знаки, символы на суперзанавесе. Они словно неразгаданные письмена древних народов, глядя на которые хочется выстроить свой сценический сюжет развития действия.
Не менее зрелищными предстают декорации оперного спектакля. Так как «Шарвили» — героический эпос, то обилие металла, дерева и камня на сцене вполне закономерно. «Я стремился сохранить архаичность действия, увлечь зрителя в героический мир прошлого», — говорит художник. Этой же цели он подчинил и общую колористику декораций и костюмов. Режиссёр-постановщик наметил контуры, а остальное пришло как вдохновение. «Видение того, как всё должно выглядеть на сцене, приходит, можно сказать, на интуитивном уровне, в голове зреет нечто, чему трудно дать какое-либо объяснение. Изображение как бы становится независимым и творит само себя. Приступая к созданию эскизов, я понимаю, что надо делать именно так, а не иначе. В этот момент ничто не останавливает, ничто не пугает», — продолжает И. Супьянов.
Среди недавних премьер художника и оформление балетных спектаклей М. Оздоева «Поэт и муза» и «Гамлет» по мотивам произведений У. Шекспира. Первая, наполненная богатой палитрой чувств, с точки зрения оформления запомнилась зрителю простором на сцене. По этому поводу художник говорит: «Желанием постановщика было сконцентрировать внимание на главном герое действия. Поэтому сцену решено было не перегружать, а, напротив, оставить на ней как можно больше пространства, для того чтобы поэт мог в танце передать все те чувства, которыми он обуреваем. В оформлении костюма главного героя также должен был доминировать воздух, ничто не должно было стеснять его тело и мятущуюся душу».
Балет «Гамлет», напротив, уже богаче с точки зрения декораций и костюмов героев. Здесь появляется величественный предмет — трон, а актёры одеты в красивые костюмы, эскизы которых также создал Ибрагимхалил. «Моим желанием было, сохранив старинное английское шекспировское звучание, внести что-то новое, неповторимое в наряд актёров, чтобы зритель с интересом их разглядывал».
Сегодня Ибрагимхалил Супьянов активно работает над балетом «Горянка». «Режиссёр-постановщик О. Виноградов предложил монохромную иллюстрированность. Он желает, чтобы внимание зрителя больше концентрировалось на танцующих. В декорациях я намерен использовать письмена, знаки, символы. Думаю, это оправдано сюжетом», — делится своим видением художник.
За долгие годы работы в театре Ибрагимхалил сотрудничал со многими режиссерами. У каждого свой характер, свои идеи, свое видение постановки. И у всех художник зарекомендовал себя как настоящий профессионал, который ищет нетривиальные оформительские решения. Поэтому ему доверяют и с удовольствием сотрудничают. Как признается сам Супьянов: «Меня радует, что в большинстве случаев режиссеры меня понимают и не ограничивают творческой свободы. Для меня это очень важно – творить так, как велит ищущая душа. Тогда это честно и приносит счастье не только мне».
Театр и изобразительное искусство в его творчестве дополняют друг друга. Благодаря этому симбиозу рождаются талантливые образцы живописи, графики, интересных инсталляций и не менее завораживающих сценических декораций.
Сегодня И. Супьянов продолжает творческие поиски. Во что это выльется, не ведает никто. Даже он сам. Но есть уверенность, что это будет, как всегда, неповторимо, неожиданно и гипнотически прекрасно, «по-супьяновски».
Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=36665