Самур — свидетель

Реликтовый лес, подземная вода и «кривая коза»…
Судьба Самурского леса сегодня одна из самых обсуждаемых тем в социальных сетях. Люди возмущены тем, что чиновники, нарушая все законы, уничтожают заказник федерального значения, и призывают встать на защиту уникального заказника, спасти наше национальное достояние.

«Самур! Как много в этом звуке…»

Первый удар по уникальному Самурскому реликтовому лесу был нанесен в 1957 году. После строительства гидроузла у печально известного «Золотого моста» судьба этого леса стала незавидной: большую часть воды, ранее поступавшей сюда по руслу реки Самур, человек увел в сторону от леса. По сути, заказник оказался на «сухом пайке». Овитые лианами многовековые могучие деревья зачахли без живительной влаги, исчезли некоторые виды флоры и фауны, высохли родники. Лес, как шагреневая кожа, из года в год уменьшается. Но человеку-варвару показалось, что он у природы взял не все. Теперь он хочет отнять у леса и подземные воды под предлогом обеспечения питьевой водой Дербента и некоторых окружающих его населенных пунктов: планируется якобы для этой цели пробурить около 50 скважин в дельте Самура. По мнению многих специалистов-экспертов, такой поворот событий приведет к гибели Самурского леса… 

Неизбежная гибель государственного заказника федерального значения — одна сторона этой рукотворной проблемы. Другая сторона — возможное уничтожение среды обитания жителей 8—10 сел этого региона. Там живут люди. Тысячи людей. Дагестанские власти тут силами всего государства российского уже несколько лет не могут обустроить на новом месте жителей одного маленького села Храх-Уба, а что будет с жителями нижней части Самурской долины в случае катастрофы с Самурским лесом — даже подумать страшно… 

На все такого рода аргументы дагестанские чиновники с детской непосредственностью отвечают вопросом: «Но Дербент поить надо?» Безусловно, надо. 



Не там ищут воду для Дербента

Сколько разных министерств и ведомств в Дагестане, сколько всяких там юристов, но ни один из них до сегодняшнего дня, видимо, не удосужился поставить перед собой вопрос: «Имеем ли мы юридическое право искать воду для Дербента в Самурском лесу? Законно ли вторжение человека с современной техникой в эту уникальную экосистему?». 

Давайте вместе с вами, уважаемые читатели, сделаем то, чего не делают Минюст, Минприроды, природоохранная прокуратура и другие ведомства: обратимся к действующему российскому законодательству, которое, кстати, в свободном доступе. 

Самурский лес входит в состав государственного природного заказника федерального значения «Самурский». Согласно п. 2 ст. 24 федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Положение о государственном природном заказнике федерального значения «Самурский» утверждено Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 3 ноября 2009 года №362 и зарегистрировано в Минюсте страны. 

Согласно ст. 3.6 Положения о государственном природном заказнике федерального значения «Самурский», если строительство, реконструкция или капитальный ремонт каких-то объектов на территории заказника допускаются указанным Положением, то проектная документация этих объектов подлежит государственной экологической экспертизе федерального уровня. Это к вопросу о том, нужна или не нужна экспертиза в случае строительства водозабора в Самурском лесу: если на территории заказника возможно строительство того или иного объекта (по закону, а не по желанию чиновников!), то его проектная документация подлежит обязательной государственной экологической экспертизе федерального уровня! А допускается там строительство только по согласованию с Минприроды России и только объектов, способствующих выполнению основной задачи государственного заказника — поддержке экологического баланса!

Таким образом, если придерживаться буквы и духа федерального природоохранного законодательства, то строительство водозабора в Самурском лесу категорически ЗАПРЕЩЕНО. В соответствии с п. 10 ст. 3.1 Положения о государственном природном заказнике федерального значения «Самурский», на территории этого заказника запрещаются «геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых, а также выполнение иных, связанных с пользованием недрами, работ». Согласно другому федеральному закону — «О недрах» — подземные воды относятся к полезным ископаемым, а их добыча — к недропользованию. 

Значит, добыча подземных вод на территории заказника «Самурский» есть прямое нарушение закона, какие бы благородные цели при этом чиновники ни декларировали. 



На «кривой козе»

После протестов местных жителей и возмущения экологов в связи с незаконными работами на территории Самурского леса некоторые «специалисты» предлагают пробурить скважины для водозабора поблизости заказника, но за формальными его границами. Разумеется, это является попыткой подъехать к Самурскому лесу«на кривой козе»… 

Если отбросить высказывания людей, которые очень далеки от природы и науки, а прислушаться к мнению тех, для кого Самурский лес — предмет их профессиональных интересов, то становится очевидным, что такое «решение» проблемы не спасет заказник от гибели. Это своеобразная эвтаназия памятника природы.

По мнению экспертов, все подземные воды в Самурском лесу и вокруг него составляют единое целое. Иными словами, через скважины, пробуренные рядом с лесом, но формально за пределами заказника, будут выкачиваться те самые подземные воды, которые подпитывают Самурский лес. 

Главный гидрогеолог ОАО «Дагестангеология» и директор ООО «Геолог» С.А. Агаметов, правда, по другому поводу, но, по сути, пишет о том же: «Имеется такой параметр, как уровнепроводность (передача уровня на расстоянии за определенное время). Ее значение в этом районе по напорным горизонтам составляет 1000000 кв. м/сутки, то есть в течение суток при снижении на 1 м уровень распространяется на такую площадь. Этот факт доказывает, что нет особой разницы, где будет строиться водозабор, так как уровни водоносного горизонта едины и передача их происходит с большой скоростью на огромные расстояния». 

Углубляемся дальше в науку. Как известно, участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода — геометризованного блока недр. При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых. Вот этого горного отвода — геометризованного блока недр — нет в нашем случае. И быть не может: нельзя на границе заказника определить горный отвод без того, чтобы геометрическое описание блока недр, используемого для добычи воды, не охватывало под землей пространство, расположенное под Самурским лесом, так как речь идет о едином озере пресной воды, существенной частью находящейся непосредственно под Самурским лесом. А под ним, как мы писали выше, по закону «геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых, а также выполнение иных, связанных с пользованием недрами, работ» запрещены. 

В любом случае такой горный отвод, который не затрагивает недра под Самурским лесом, должен быть, чтобы говорить о законной добыче подземных вод в этом регионе, а его нет и быть не может.

Это геофизическая сторона «самурского дела». Есть у него еще и правовая сторона, связанная с юридическим оформлением прав на добычу подземных вод. В соответствии с действующими правилами, уполномоченный орган не может выдать лицензию на право добычи подземных вод в отсутствие протокола Территориальной комиссии по запасам, подтверждающего постановку запасов подземных вод по лицензируемым скважинам на государственный учет. Соответственно, владелец водозаборной скважины сначала должен получить лицензию на право пользования участком недр в целях геологического изучения. Далее — разработать проект геологоразведочных работ, представить его на государственную экспертизу. Затем выполнить работы по оценке запасов подземных вод в соответствии с утвержденным проектом. И только после этого можно подавать заявку на получение лицензии на пользование участком недр в целях добычи подземных вод.

А что мы видим на практике? Муниципальное бюджетное учреждение «Дирекция единого заказчика-застройщика» городского округа «Город Дербент» (МБУ «ДЕЗЗ» г. Дербент) из всего вышеперечисленного пока сделало одно — получило лицензию серии МАХ №00607 от 10.07.2013 на право пользования «Тагиркент-Самурским» участком недр, но только для работ по геологическому изучению участка, чтобы установить запасы подземных вод. Естественно, дагестанские чиновники не разрабатывали проект геологоразведочных работ, не представляли его на государственную экспертизу, не выполняли работы по оценке запасов подземных вод в соответствии с утвержденным проектом, и, следовательно, у них нет документа, подтверждающего постановку запасов подземных вод по лицензируемым скважинам на государственный учет. Теперь — внимание: чиновники только полгода назад (10.07.2013) получили лицензию для начала поисковых и оценочных работ, но даже проект таких работ не разработали и, естественно, еще не установили наличие необходимых запасов подземных вод в исследуемых недрах, но уже задолго до этого потратили полмиллиарда бюджетных денег, со слов дагестанского министра Раюдина Юсуфова, «на строительство водозабора», для строительства которого все еще нет никаких предусмотренных законом документов, в том числе главного — лицензии на добычу подземных вод! Неужели за такое не принято отвечать?!

Теперь вернемся к не менее важному вопросу: как быть, если ни на территории заказника «Самурский», ни рядом с ним строить водозабор нельзя по закону, а жителей Дербента необходимо обеспечить водой? Ответ не под землей, а на поверхности. Для его уяснения вернемся к реке Самур.



Что имеем — не храним… 

В сентябре 2010 года в Баку было подписано «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о рациональном использовании и охране водных ресурсов трансграничной реки Самур». Согласно п. 1 ст. 3 указанного Соглашения делению в равных долях между Азербайджаном и Россией подлежит объем водных ресурсов, поступающий к началу пограничного участка реки Самур, за вычетом экологического попуска, объем которого устанавливается равным 30,5%. Несмотря на глубокий отпечаток интересов «Газпрома», оставшийся на этом Соглашении, в нем есть много полезного и для российской (дагестанской) стороны, чем мы до сих пор не научились пользоваться.

Считается, что «к началу пограничного участка» реки Самур (с. Усухчай) в год поступает 1749 млн куб. м воды. Значит, если вернуться к Соглашению, кроме экологического попуска через Самурский гидроузел в сторону Самурского леса объемом в 533 млн куб. м воды в год Дагестану полагается еще 608 млн куб. м воды в год, или в среднем около 1,665 млн куб. м в сутки. Потребности жителей Дербента в питьевой воде, как заявили власти города, равны 70 тысячам куб. м/сутки (это только 4,2% от объема воды, которую в среднем в сутки Дагестан может изъять из реки Самур на свои нужды согласно межгосударственному Соглашению). Надо иметь в виду и то, что на поливные работы самурская вода используется всего два-три месяца в году, а все остальное время эту воду можно аккумулировать в водохранилищах. 

Кстати, не нужно строить и новые коммуникации. Есть канал, идущий от Самурского гидроузла к Дербенту, но нет политической воли у дагестанской власти, чтобы совместно с нашими соседями-азербайджанцами добиться реального соблюдения обеими сторонами условий межгосударственного Соглашения, условий, позволяющих заполнить этот канал и другие каналы на дагестанской территории так необходимой Дербенту и другим городам и селам водой. В п. 4 ст. 7 вышеуказанного Соглашения сказано, что управление Самурским гидроузлом и его эксплуатация являются совместными и что при этом обеспечивается постоянный совместный контроль режимов работы технологического оборудования и сооружений гидроузла, установленных графиками объемов вододеления и экологического попуска. Но наши чиновники, видимо, положили это Соглашение под сукно и забыли.

Они продолжают уничтожать Самурский лес. В оправдание своего варварства дагестанские чиновники говорят, что азербайджанская сторона на территории своего леса, примыкающего к нашему Самурскому лесу, из-под земли якобы добывает до 540 тысяч куб. м воды в сутки, причем недавние по времени скважины азербайджанская сторона, по утверждению наших чиновников, пробурила впритык к нашей границе, а последний ряд скважин — вдоль государственной границы, и, мол, не будет большого вреда, если мы к азербайджанскому объему воды, добываемой из общих водоносных слоев земли, добавим добычу и своих «каких-то» 70 тысяч куб. м/сутки. 

Если такое варварство со стороны Азербайджана имеет место (говорят, что соседи от государственной границы тянут новый водовод из керамических труб для транспортировки родниковой воды в Баку), дагестанские власти должны перед Министерством иностранных дел России поставить вопрос о совместной проверке соблюдения сторонами Соглашения условий его п. 9 ст. 3, который гласит, что при эксплуатации подземных вод, гидравлически связанных с поверхностными водами реки Самур, Азербайджан и Россия обеспечивают режим изъятия подземных вод, исключающий понижение уровня грунтовых вод в дельте реки Самур. 

Очевидно, что у дагестанских властей нет другого выхода, кроме как через МИД России взять в свои руки механизмы контроля исполнения межгосударственного Соглашения о реке Самур — как в части выполнения условий распределения его вод, так и в части выполнения условий добычи подземных вод в районе дельты Самура с обеих сторон общей границы. 



Договор дороже денег

Сегодня спасение уникального памятника природы федерального значения зависит прежде всего от дагестанских властей. Чтобы сохранить заказник «Самурский», им нужно проявить политическую волю — немедленно прекратить строительство водозабора «Самур-Дербент» и взяться вместе с добрыми соседями-азербайджанцами за строгое соблюдение условий межгосударственного Соглашения о разделе воды Самура между Азербайджаном и Россией. Задача общественности — «принудить» их к выполнению указанных договоренностей. «Принудить» к мирной жизни с Природой.

Такие шаги приведут к спасению Самурского леса и к укреплению доверия между государствами-соседями — между Азербайджаном и Россией. Уверен, что это понимает и глава Дагестана Рамазан Абдулатипов, который благодаря этому пониманию и положению, занимаемому им в общественном мнении, может войти в историю с Самурским лесом как главный его спаситель… 

Источник: http://www.ndelo.ru/obschestvo-6/2814-samur-svidetel

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *