Нередко мы слышим о том, что молодые люди в порыве желания оказать помощь пострадавшим сдают свою кровь, тем самым поддерживая людей, попавших в беду. При этом наверняка многие в благородном порыве не задумываются о правомочности совершения подобного действия с точки зрения шариата. На самом деле, как переливание крови расценивается в шариате?
Донорство крови — это добровольная сдача крови донорами, а также мероприятия, направленные на организацию и обеспечение безопасности заготовки крови и ее компонентов. Существуют еще и искусственные заменители крови, но они имеют побочные эффекты, токсичны, дороги и не способны полностью заменить все компоненты и воспроизвести все функции крови в организме, поэтому донорская кровь практически незаменима при переливаниях пострадавшим от ожогов и травм, при проведении сложных операций и при тяжелых родах. Кровь также жизненно необходима больным гемофилией, анемией и онкологическим больным при химиотерапии. Каждый третий житель Земли хоть раз в жизни нуждается в донорской крови.
Три аспекта
Известный ученый шейх Мухаммад б. Ибрахим Аль аш-Шейх отметил три аспекта, которые необходимо рассмотреть, чтобы ответить на вопрос о правомочности переливания крови с точки зрения шариата:
1. Кто тот человек, которому переливают кровь.
2. Кто является донором.
3. Кто тот человек, которому доверяют решение вопроса о необходимости переливания крови.
Тот, кому переливают кровь, должен быть таким человеком, чья жизнь по причине его болезни или травмы оказалась в зависимости от переливания крови. В качестве основы в данном случае выступают слова Всевышнего (перевод смысла): «Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха. Если же кто-либо вынужден съесть запретное, не проявляя ослушания и не преступая пределы необходимого, то нет на нем греха» (Коран, 2:173).
В другом аяте Создатель говорит: «…Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещенных продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах — Прощающий, Милосердный» (Коран, 5:3). Всевышний также сказал: «…Он уже подробно разъяснил вам, что вам запрещено, если только вы не принуждены к этому?» (Коран, 6:119).
В этих аятах содержится указание на то, что если выздоровление больного или травмированного и спасение его жизни зависят от переливания ему крови другого человека и нет иного разрешенного шариатом снадобья и лекарства, которые могли бы обеспечить его выздоровление и спасение его жизни, то в таком случае введение ему донорской крови становится разрешенным. По сути, кровь является разновидностью питания, а не лекарства, а использование запрещенного питания при крайней необходимости является дозволенным, так же как дозволяется употреблять в пищу мертвечину в крайнем случае.
Что касается донора, то им должен быть такой человек, для которого сдача крови не наносит существенного вреда. Пророк сказал: «Нельзя вредить [без причины] и наносить вред [в ответ]».
По поводу того, кому доверено решение вопроса о необходимости переливания крови, — им должен быть врач-мусульманин. Если же не найдется мусульманин, то в таком случае мы не видим ничего такого, что не позволяло бы положиться на заключение немусульманина, будь то иудея, христианина или представителя другой религии, который будет специалистом в медицине и будет пользоваться у человека доверием. Это подтверждается достоверным хадисом о том, как Пророк нанял в качестве проводника человека из племени Бану ад-Диль, который придерживался языческой религии курейшитов (Аль-Бухари).
Похожую фетву вынес Совет больших алимов: «Во-первых, при необходимости человеку разрешается добровольно сдавать свою кровь, если, конечно же, это не вредит ему, для оказания помощи нуждающимся в крови. Во-вторых, разрешается создавать мусульманские банки крови, которые принимали бы от людей их добровольно предоставленную кровь и хранили бы ее для оказания помощи мусульманам, нуждающимся в донорстве. При этом такой банк не должен брать плату с больных и их попечителей за то, что оказывает им помощь в предоставлении крови, и не должен превращать эту услугу в средство получения коммерческой прибыли, поскольку этим затрагиваются интересы всех мусульман».
«Потребность смягчает запрет»
Таким образом, вероисповедание доноров считается не таким уж острым вопросом. Донорство и переливание крови допустимо при выполнении следующих условий: существует крайняя нужда в донорстве крови; нет иных, альтернативных вариантов; переливание назначено квалифицированным практикующим врачом. Эта допустимость основана на принципе «потребность смягчает запрет». При этом правомерность донорства и переливания крови определяется следующими условиями: человек становится донором в добровольном порядке. Если же его вынуждают стать донором, разрешенным это не будет; донорство не угрожает его (донора) жизни или здоровью; если доктор чувствует, что пациент потеряет жизнь и что нет альтернативных вариантов его спасения, кроме переливания крови; угрозы для жизни нет, но выздоровление невозможно без переливания крови. Не разрешается продавать свою кровь или покупать кровь донора. Однако если кто-то крайне нуждается в переливании крови и единственным способом получения крови является ее покупка, то только тогда разрешается платить за кровь. И, наконец, донорство и переливание крови для омоложения или по любому иному поводу, когда на то нет действительной необходимости, недопустимо.
Источник: http://www.ndelo.ru/religija-4/2775-o-perelivanii-krovi