Местное самоуправление: все ли в ажуре?

Политику делают высшие должностные лица страны и республик, но оценку этой политике дают простые граждане, рядовые люди, т.к. от претворения в жизнь намеченной политиками деятельности зависит дальнейшая судьба всего населения.

Как политику и руководителю Рамазану Абдулатипову дагестанцы дают однозначно высокую положительную оценку, с большой надеждой ждут улучшения благосостояния и готовы поддержать его во всех начинаниях. Но в то же время на сельских годеканах и джамаатами высказывают разные мнения по кадровым вопросам, говорят о необходимости чистки в правоохранительных, контролирующих органах, о замене руководящих кадров на местном уровне. Естественно, такая работа уже проводится, и результаты, наверное, будут.

Основа Дагестана — жители сельских поселений, и проводимая Рамазаном Гаджимурадовичем политика направлена на улучшение жизни этой части населения, благоустройство населенных пунктов, создание условий для получения образования, оказания медицинской помощи, досуга, спорта и культуры.

Существующее ныне законодательство о местном самоуправлении и связанное с ним кадровое обеспечение органов власти муниципального уровня, на мой взгляд, будут во многом препятствовать и тормозить претворение в жизнь курса, проводимого руководством республики.

Попробую подтвердить это примерами.

1. В Дагестане нет единой структуры органов местного самоуправления районного и городского уровня. Если я не ошибаюсь, в 22-х районах главы избираются на всенародных выборах тайным голосованием и одновременно являются главами администраций районов, т.е. руководят исполнительной властью.

В остальных районах главы избираются депутатами представительных органов и одновременно являются председателями собраний депутатов районов, т.е. руководят и законодательным органом. Естественно, и полномочия у этих глав разные, и требования к ним должны быть разные. И на практике у всенародно избираемого главы работы много и ответственности больше, т.к. он отвечает и за работу администрации. А от деятельности администрации зависит все на местах. Должна быть в республике единая структура органов местного самоуправления.

2. Назрела необходимость внесения изменений в законодательство Российской Федерации в части выборов глав и депутатов местного уровня. Нынешнее законодательство не требует наличия какого-либо образования и стажа работы для глав. В то же самое время обязательным условием для их заместителей и других должностных лиц является наличие высшего образования и определенного стажа государственной, муниципальной службы или по специальности. И самое удивительное: глава, который не имеет высшего образования и стажа работы, проводит аттестацию (как руководитель комиссии) муниципальных служащих, которые имеют и стаж, и образование.

Поэтому главами, особенно поселений, избирают некомпетентных лиц, имеющих большой тухум и родственные отношения в селе.

По этой причине и возникают проблемы в решении вопросов местного значения, жалобы и недовольство граждан. Это невежество, безграмотность и неопытность должностных лиц местного уровня надо устранить внесением изменений в действующие законы.

Еще хуже обстоит дело с депутатами представительных органов, которые по настроению, в угоду отдельным лицам и в личных интересах используют депутатский мандат. Некоторые из них работают и проживают за пределами поселений и районов, абсолютно не знают свои обязанности и полномочия и не используют их. Не приходят на сессии или приходят для выполнения заказов отдельных «деятелей» как оппозиция руководству района, сел и т.п.

Поэтому депутатами тоже нужно избирать лиц, имеющих образование, опыт работы, проживающих и работающих на местах.

3. На уровне республики президенту предоставлено право формирования правительства, т.е. он отправляет его в отставку. Но президент отправляет в отставку только министров и председателей комитетов, остальные же остаются, в т.ч. руководители их органов в муниципальных образованиях, к которым у населения имеется масса претензий.

Таким правом не наделен глава района. С него — спрос за общественно-политическую ситуацию в районе. В то же самое время в его непосредственном подчинении остались только школы, детские сады, культурно-досуговые центры. Нужные службы — дорожные, электроснабжающие и другие — находятся в ведении разных обществ, и больше всех претензий предъявляют жители к администрации за их бездеятельность.

По Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям муниципальных районов отнесено содержание межпоселенческих автодорог. Значит, эти дороги и средства на их содержание должны быть переданы на местный уровень. Глава района тоже должен быть наделен полномочиями по отправке в отставку администрации, и перед ним должны отчитаться о своей деятельности руководители всех органов, функционирующих в районе или в городе, в т.ч. и имеющие контрольные функции.

Органы государственной власти не имеют права вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления. Но все районы и поселения являются дотационными, средства на их содержание выделяет республиканский бюджет. Поэтому законом РД должны быть определены не примерная, а конкретная структура администраций и количество работников. И эта структура должна быть идентичная и одинаковая для всех, но разная по количеству работников в зависимости от количества населения. Постановление Правительства РД в этой части носит рекомендательный характер, и поэтому оно не всегда исполняется.

4. После распада СССР неопределенным стал статус населенных пунктов зон отгонного животноводства.

В Законе РД «О статусе и границах муниципальных образований в РД» в составе сельских советов Ахвахского района обозначены селения Цияб, Цолода, Хариб, Инхело, Андуз и Индира, т.к. они имеют названия. А названия им были даны Верховным Советом РД в 90-е годы прошлого века. Крупные населенные пункты Камышкутан, Кирпичкутан, Казиюрт не обозначены, т.к. у них нет своих наименований, данных Верховным Советом РД. Получается, по закону одни населенные пункты есть, других как бы нет. Но в «несуществующих» по закону населенных пунктах живут люди и функционируют государственные учреждения: ГКОУ «Камышкутанская гимназия», «Кирпичкутанская СОШ», «Казиюртовская СОШ».

Два муниципальных образования, почти одинаковые по численности населения, называются по-разному: одно МО «сельсовет «Ингердахский» в составе селений Ингердах и Хариб, другое МО «село Местерух» (его населенный пункт Кирпичкутан не имеет наименования). По закону население Ингердаха живет в зоне отгонного животноводства, и глава поселения вправе выделить финансовые средства на решение их проблем, а у главы Местеруха часть жителей живет в «воздухе», и он не имеет полномочий решать их проблемы, в т. ч. за счет средств местного бюджета.

И еще по этой же проблеме. Учредителями образовательных учреждений, находящихся в горной зоне, являются администрации муниципальных районов, а учреждений, находящихся в зоне отгонного животноводства,- Министерство образования и науки РД. Одни — муниципальные, другие — государственные, одни учащиеся наши, другие – «чужие».

Не обязательно дать статус муниципальных образований населенным пунктам в зоне отгонного животноводства. Нужно дать всем им наименования, наделить статусом сел и включить официально в состав МО сельских поселений.

Здесь образовались крупные селения, газифицированные, жители имеют лучшие домостроения, чем в горах. Но ни земля, ни имущество физических лиц не облагаются там налогом – селений-то по закону как бы и нет. На практике получается так: у проживающего в селении Ингердах Магомеда одноэтажный дом из 3-х комнат общей площадью 60 кв.м и земельный участок 0,25 га, за которые он платит налог. А проживающий в с. Хариб в зоне отгонного животноводства его брат Али имеет двухэтажный дом общей пл. 150 кв.м и земельный участок 0,50 га, которые не облагаются налогом.

Целесообразно, считаю, земли отгонного животноводства передать в аренду не сельхозпредприятиям, а муниципальным районам, которым они были переданы ранее, при Советской власти, в бессрочное пользование.

5. Требуется на законодательном уровне упростить порядок регистрации и оформления документов на имущество граждан. Нынешняя коррупционная система заставляет граждан бегать по разным инстанциям для получения всякого рода нужных и ненужных справок, решений, разрешений и т.п., заплатив при этом определенные деньги. Надо внесением соответствующих изменений в законодательство и нормативные правовые акты сделать так, чтобы органы местного самоуправления сами подготовили необходимые документы на имущество и бегали за гражданами для вручения их. Человек сам самостоятельно построил себе дом, обеспечил семью жильем, т.е. выполнил функции государства. За это ему надо сказать «спасибо», зарегистрировать без препятствий домостроение, выдать документы, а он в свою очередь должен аккуратно уплачивать налоги. Еще удивительный пример из практики. Для оформления права собственности на дом, построенный дедом или отцом в 30-е годы прошлого века, требуют выданные в тот период разрешительные документы для строительства. А где их найти?

6. Целесообразно также пересмотреть систему кредитования сельхозпроизводителей.

В администрациях поселений ведется учет только имеющегося скота у населения в личных подсобных хозяйствах, и только по ним дают данные в органы статистики. А так называемые СПК и КФХ сами дают самостоятельно отчеты в статуправления. Их регистрируют налоговые органы, а государственные средства на поддержку и кредиты банковскими учреждениями выделяются, минуя органы местного самоуправления.

В итоге летние пастбища пустуют, землю не используют, сено не косят. Поддержку сельхозпроизводителям надо осуществлять только при наличии соответствующего заключения специалистов, гарантийного письма и личных поручительств главы сельского поселения, начальников управления (отдела) сельского хозяйства и статуправления.

7. Кадровый голод существует и на местном уровне. Но он создан искусственно, т.к. после распада СССР при демократии никем резерв кадров не создавался и он не был нужен руководителям.

Если при Советской власти резерв кадров составлялся, согласовывался с обкомом, сохранялся в сейфе первого секретаря и соблюдался в основном при назначении на руководящие должности, то ныне резерв кадров находится и сохраняется в голове у руководителя.

Поэтому целесообразно создать специальную комиссию под руководством Администрации Президента и Правительства РД и проверить в органах местного самоуправления муниципальных образований грамотность, подготовленность, работоспособность и профессионализм муниципальных служащих, относящихся к категориям высших и главных должностей, и соответствие их занимаемым должностям.

Такие вот мысли. Я не претендую на роль умного, грамотного, знающего и компетентного человека, не навязываю свое мнение. Не искал себе благ и не бегал за богатством. Мне никакие должности не нужны. Но как человек, проработавший и дослужившийся в советский период от рядового учителя до председателя районного Совета народных депутатов и после до исполняющего обязанности главы района, уверен в том, что решение обозначенных мною вопросов назрело давно.

 

Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=33636

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *