Эта соблазнительная НЕзависимость

В Каспийске, в арт-центре «Первая галерея», проходит II Северо-Кавказская биеннале современного искусства. 40 художников из Дагестана, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Адыгеи, а также Краснодара, Омска и Москвы представили в общей сложности 140 произведений на предложенную тему — «Зависимость и Соблазн». Проект осуществляется при поддержке общероссийской Ассоциации искусствоведов и критиков искусства (АИС).

Куратор проекта, директор «Первой галереи», искусствовед Джамиля Дагирова считает, что провести четкую грань между этими явлениями, а также определить их природу в наше время становится все труднее и труднее. Действительно, по мере развития технического и прочих прогрессов соблазнов вокруг современного человека становится все больше и больше. Но, с другой стороны, он, как и его предки много лет и даже веков назад, по-прежнему зависим от природы, традиций общества, в котором живет, собственных страхов и привычек. Крайняя степень зависимости индивидуума от среды, его породившей и воспитавшей, в сочетании с соблазном порвать с ней — отличительная черта кавказского общества. И можно было бы предположить, что художники будут исследовать как раз это явление, это двойственное отношение к традициям прошлого, без которых, ни один кавказский народ, тем не менее, не представляет свое будущее. Но авторы с легкостью преодолели этот «соблазн». Прошлое ворошат немногие, да и то затем, чтобы ностальгически вздохнуть, согреться этими воспоминаниями (Халимат Саидудинова «Автопортрет», Зурап Мостиев «Воспоминание осени», Патимат Гусейнова «Слой»), с их помощью сделать холодное настоящее хоть немного уютней. Не заинтересовали их и гендерные проблемы — извечный конфликт между женщиной и мужчиной. Художники сосредоточились главным образом на проблемах морали, социального неравенства, подмены духовных идеалов материальными благами и других особенностях жизни в условиях общества потребления. В таком обществе границы между государствами прозрачны, а различия между народами условны: сумочка «Шанель» одинакова в парижском и нью-йоркском бутике, о ней одинаково мечтают бразильская и дагестанская модницы, более того, поддельные «Шанель» также неотличимы друг от друга. Когда художники берутся за исследование тех или иных вопросов бытия человечества и бытования человека в глобальном мире, национальные, региональные, локальные художественные языки тоже в какой-то степени утрачивают самобытность и оригинальность. Если на первой биеннале четко было видно, где произведения осетинских, ингушских, дагестанских авторов, то «опознать» участников нынешней выставки не так просто. Остается только констатировать, что объединение культур, достичь которого так хотелось авторам проекта, произошло. В рамках заданной темы это, безусловно, хорошо. Еще одно несбывшееся ожидание со знаком плюс — отсутствие в нынешней экспозиции большого количества фотографий. Прошлый раз их было слишком много, и они в подавляющем большинстве были репортажными, а не художественными. Хотя последнее качество публике как раз нравилось, наряду с идиллическими пейзажами. Почти не представлена графика, а скульптура уступила место объектам. Видимо, классические виды искусства не очень подходят для художественного анализа остросовременных проблем. И еще они часто совсем не подходят друг другу (тяжело воспринимаются, если их расположить рядом), а некоторые и вовсе не вписываются никуда, так как к заявленной теме имеют весьма опосредованное отношение. Тем не менее Апанди Магомедову — ведущему дагестанскому художнику, признанному мэтру современного искусства, отвечавшему за экспозицию биеннале, удалось сделать ее цельной и легко обозримой. Одно слово — мэтр. Представлено много видеоарта. Муса Гайворонский в этом жанре дебютирует, но очень уверенно. Его 10-минутная «История на обочине» состоит сразу из нескольких самостоятельных историй из жизни тех, кому в благополучном обществе потребителей не нашлось места. Но не всех на обочину вытолкнуло общество, иные сами предпочли покинуть его. Когда речь об одиночках, конфликта вроде бы и нет, ибо участь тех, кто так или иначе оказался «на обочине», незавидна. Но когда их — недовольных, несогласных и неугодных — становится много и они объединяются, чтобы построить свое собственное общество, со своими правилами и правом (а соблазн, что это будет право силы — велик чрезвычайно), — еще неизвестно кто от кого будет зависеть. Об этом видео Мурада Халилова «Дуальные отношения». Впрочем, произведения Халилова никогда нельзя расшифровать точно и понять буквально. Он всегда словно играет со зрителем, провоцируя его, дразня, но никогда не заигрывает и не заигрывается. Он умеет нащупать самые больные точки, «обнажить язвы общества», сунуть под нос ни о чем не подозревающему обывателю то самое зеркало, которое не умеет врать. Смотреть на «отражение» неприятно, но не смотреть нельзя, иначе не вылечиться. Это не только метафора: в «Дуальных отношениях» картинка действительно отзеркалена. Эти «отношения» одновременно еще и «ДУАлистичны» и «дуэльны». И чем дольше вглядываешься, тем больше рискуешь навсегда провалиться в зазеркалье, утратив способность различать иллюзию и реальность. Заира Магомедова представила 40-минутное видео «Работа». Это, пожалуй, самое «женское» произведении выставки, но его сила не только в этом. Здесь конфликт перенесен извне вовнутрь. Героиня — наша современница, но одновременно и некая первая и единственная на Земле женщина. Вокруг нее — стихийность (на видео ее олицетворяет ветер) и первородный хаос (буквально: объекты, на фоне которых разворачивается действие, разрушены или заброшены). Чтобы стать независимой, свободной, героине нужно победить саму себя. Тогда и в окружающем ее мире воцарится покой и гармония. Целую серию женских образов, которые можно воспринимать как ипостаси Женщины вообще, дает Муса Гайворонский («Заступница», «Отчаяние», «Слои времени», «Праматерь»), и он же перевоплощается (и позволяет перевоплотиться зрителям) в ребенка, в жизни которого много своих соблазнов: «Папин кортик», «Тутовник на дереве во дворе», «Звонок и выключатель», «Сладости», «Драконы и динозавры из облаков» (инсталляция «Когда тебе 4»), и который как никто другой страдает от зависимости. От взрослых, в первую очередь. Гидаят Джанаева пытается исследовать шопоголизм как наиболее распространенный сегодня и до поры до времени кажущийся безобидным вид зависимости (инсталляция «Аддикция»). Сам термин «аддикция» употребляется для обозначения таких явлений, как лекарственная зависимость или наркомания. Но в последнее время все чаще применяется к поведенческим зависимостям (игромания, шопоголизм, фанатизм и т.п.). С другой стороны, аддикция — это способ адаптации и приспособления человека к сложным для него условиям. В этом случае аддиктивными агентами могут быть не только сигареты, алкоголь, наркотики, но и уже упомянутые модные сумочки, платья, шоколад и т.д., поскольку и они создают на время мнимую «приятную» атмосферу. Проблема аддиктивного поведения является одной из наиболее сложно решаемых в сегодняшнем мире. О ее глобальности и неминуемости напоминает Артем Гапуров своей инсталляцией «Одна четвертая». Тут «героями» и в то же время «жертвами» выступают фрукты — красивые, аппетитные, идеальные на вид, но таящие смертельную опасность, поскольку напичканы всевозможными химикатами. Такая вот реинкарнация библейского яблока — символа соблазна и искушения, последствия которого необратимы. Гапурову где-то вторит Наталья Савельева в своем живописном триптихе «Изобилие». Здесь все вроде бы природно-натуральное, но какое-то призрачное, иллюзорное. А мир Джулии Картакаевой («Хромофобия»), расцвеченный невыносимо яркой рекламой, уже просто оглушает, ослепляет, поглощает человека, которому нечем откупиться от этого изобилия. В таком мире выживают не личности, а все те же представители сообществ силы, напрочь лишенные индивидуальности. Их тени можно видеть на полотнах Магомеда Дибирова («Большие перемены (Лаки Лучано)», «Люди человека»). Художника давно интересует тема влияния власти на людей, и он продолжает изучать ее. Галерея узнаваемых персонажей от большой политики в неожиданных, полных тонкой грустной иронии образах на этот раз пополнилась портретом Рамазана Абдулатипова («Идальго»). Есть на этой выставке и по-настоящему свободные и независимые если не от всех, то от многих соблазнов герои. Артур Ефремов (выставляется впервые) представляет серию черно-белых фотопортретов молодых людей. Можно сказать, что это собирательный образ нового поколения — думающего и чувствующего одинаково глубоко. Они, как и рыбки Андрея Скоморохова («Рыбки. Покинутая среда»), не побоялись покинуть привычную комфортную среду аквариума. Оказалось, что там, за стеклянной стеной, — целый океан, неизведанный и прекрасный. И пусть поначалу от нехватки кислорода кружится голова, зато можно плыть куда угодно. Большинство участников нынешней биеннале совсем молоды, у многих нет специального образования, но для современного искусства возраст и опыт значения не имеют. Было бы желание у человека искусства преодолеть собственную лень и плыть вопреки предостережениям окружающих, предпочитающих застоявшуюся аквариумную воду непредсказуемым океанским течениям. Следовательно, задача выявить новые интересные проекты, найти и поддержать молодых художников, определить основные тенденции художественного процесса, создать центр притяжения и распространения современного искусства в северокавказском регионе, которую ставили организаторы биеннале и два года назад, и сейчас, успешно решается. По субботам в рамках проекта проводятся открытые лекции по актуальным вопросам современного искусства. А сама выставка продлится до 30 июня.

Источник: http://www.ndelo.ru/kultura-9/1257-eta-soblaznitelnaya-nezavisimost

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *