Махачкала — город с населением под 700—750 тысяч человек. Вся эта огромная масса людей – а ведь если по существу, то их в городе проживает намного больше, чем указывают нам последние данные по переписи населения, – должна где-то работать, решать свои проблемы, двигаться, в конце концов, в переделах населенного пункта.Для этого нужно, чтобы городская «кровеносная» система не была забита тромбами в виде пробок, сложной архитектуры и застроек без соблюдений требований генплана. К сожалению, сложившаяся инфраструктура дагестанской столицы давно перестала соответствовать степени активности автомобильного движения. Эта проблема есть, и она будет усугубляться.
Зажатая между морем и горами Махачкала растянулась вширь, исторически город лишен широких проспектов. Существующие сквозные магистрали слишком протяженные и не вмещают весь поток транспорта, а сопутствующие магистралям улицы (то есть обслуживающие их) либо сужены уплотнительными застройками, либо просто не обладают той пропускной способностью, которая необходима для увеличивающегося транспортного потока (интенсивность движения на основных улицах Махачкалы достигает 10—15 тысяч автомобилей в сутки).
Представитель УГИБДД РД Гусейн Магомедов отметил в разговоре с корреспондентом «НД», что на сегодняшний день на учете в Махачкале стоит около 112 тысяч транспортных средств (ТС). «В это число входят не только жители Махачкалы. Уже два года как регистрация ТС разрешена не только по месту прописки. Этим у нас активно пользуются», — добавил он. И такое количество постоянно увеличивается. Это подтверждает и Магомедов. А теперь добавьте огромное количество машин из других городов и районов нашей республики, которые по той или иной нужде посещают столицу. А нужд этих, поверьте, много: торговля, учеба, лечение. И это не считая других повседневных миграционных процессов.
Допустим, в городе проживает 750 тысяч человек. С учетом зарегистрированных в столице авто у нас получается (750000:112000=6,69), что один автомобиль приходится на 6,69 горожан. При этом тот же транспортный налог Махачкала в должной мере не получает. Да и по республике та же ситуация. Всего по РД на учете стоят 533 тысячи транспортных средств, а налоговая база есть почему-то только по 260 тысячам. Об этом говорилось на совещании в Министерстве экономики республики 29 июля 2013 года. На том же совещании министр экономики Дагестана Раюдин Юсуфов заявил, что возглавляемое им ведомство внесло на рассмотрение проект закона об увеличении ставки транспортного налога с 1 января 2014 года в 4—5 раз.
Пан или пропал
Транспортная проблема насущна, давно назрела, и теперь ее нужно решать врио мэра Махачкалы Муртазали Рабаданову и его заместителю Ширухану Гаджимурадову, экс-министру транспорта республики. С учетом опыта Гаджимурадова в этом направлении город, по идее, получил очень перспективного работника, который должен знать, как решить проблему. Не может не знать. Ведь одно — транспорт всей республики, а другое — транспорт столицы. Проблема не меньше, но гораздо локальней. Раз справлялся на должности министра, то и Махачкала, в принципе, не должна стать комом в горле. Мы на это, по крайней мере, надеемся.
Проблем на самом деле немало. Например, нужно решить проблему муниципального (общественного) транспорта. Это первое. Необходимо проанализировать деятельность МУП «Махачкалатранс» и МУП «Махачкалатранс-1», которые фактически обеспечивают общественный транспорт жителям Махачкалы (если таковым можно назвать засилье маршруток на дорогах города). Деятельность этих организаций частенько подвергалась критике (не обошлось и без криминала — в 2008 году директор МУП «Махачкалатранс» Магомед Исмаилов был убит).
Второе — решение проблемы уплотнительной застройки. Напомним, что застройка по разработанному профессионалами плану официально стала осуществляться только в 2003 году. В 1998 году глава города заказал разработку генплана Махачкалы московскому предприятию «Экоград» института «Гипрогор». План был утвержден в 2003 году, и в соответствии с ним развивается транспортная сеть города.
В-третьих, решить проблему оптимизации дорожного движения в Махачкале и разгрузки основных магистралей и улиц. Здесь тоже есть над чем работать. К примеру, существенно облегчил бы ситуацию на дорогах вынос за пределы города крупных рынков, из-за наличия которых пропускная способность дорог резко уменьшается. В частности, имеются в виду «Второй рынок» (в районе ЦУМа), рынок на улице Ирчи Казака, «Цумадинский» и «Восточный» рынки. Известно, что любой рынок должен обеспечить стоянку для своего транспорта, а также транспорта тех людей, которые его посещают. Однако в Махачкале эта норма игнорируется.
Кроме того, в столице много тупиковых (в прямом и переносном смысле) улиц. К примеру, улицы Котрова и Ленина упираются в площадь им. Ленина, на которой запрещена всякая дорожная активность. Помимо этого, «стоят» многие сопутствующие улицы, которые обслуживают центральные магистрали. Такая история наблюдается с маршрутами, параллельными проспекту Шамиля. Они не загружены в необходимом объеме. То же самое происходит с поперечными улицами, которые соединяют приморские и «предгорные» районы Махачкалы. Поэтому вся нагрузка в этой части ложится на проспекты Ярагского и Гамидова (последний, кстати, имеет проблемы в сообщении с соседними улицами). Что интересно, проблемы во внутригородском сообщении не отрицаются ни республиканскими, ни городскими властями. К примеру, об этом говорится в законе РД №47 от 20 июля 2011 года «Об утверждении РЦП “Обеспечение реализации городом Махачкалой функций столицы Республики Дагестан”» и в решении Махачкалинского городского собрания от 20 июля №27-6 «Об утверждении программы реконструкции, ремонта, строительства, содержания улично-дорожной сети г. Махачкалы на период 2010—2015 гг.».
В-четвертых, не стоит забывать и о том, что такое огромное количество автомобилей — еще и увеличение ДТП, смертей на дорогах и проблем с экологией. Так, в 2008 году Махачкала была включена в список приоритетных городов страны с наибольшим уровнем загрязнения воздуха. Результаты наблюдений за качеством воздуха в дагестанской столице показывают, что и в 2009 году эта оценка сохранялась. Основной вклад в загрязнение вносят выбросы газов автотранспорта (22,4—25 тыс. тонн в год). Кроме того, средняя концентрация пыли на автомагистралях города в зоне жилой застройки составила 3,3 ПДК (предельно допустимая концентрация). Наибольшая запыленность воздуха наблюдалась в районе проспекта Шамиля, где максимальная разовая концентрация достигала 9,6 ПДК. Как показывают исследования, в атмосферном воздухе — превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ. Например, на перекрестке улиц Ярагского и проспекта Шамиля содержание двуокиси азота и двуокиси углерода выше ПДК в 1,5 раза и 2,8 раза соответственно. С годами, а также в связи с ростом количества ТС в городе эта проблема только усугубилась. Об этом часто говорит и руководитель Управления Роспотребнадзора по Дагестану Элеонора Омариева.
В-пятых, одной из причин транспортной неразберихи является не всегда слаженная работа местных гаишников. Порой они только усугубляют транспортную проблему.
Выгодно и полезно
Все эти проблемы не решались годами и, следовательно, консервировались. Решать их нужно будет в авральном режиме, наскоком, без раскачки, а значит, у действующего руководства Махачкалы должен быть какой-то перечень мер, направленных на решение транспортной проблемы столицы. Очевидно, что уплотнительная застройка — главная из бед, остальные беды — производные от нее. Но вот как раз с ней, уплотнительной застройкой, и нарушением генплана застройки города будет сложнее всего. Врио президента республики Рамазан Абдулатипов уже поручил заморозить все стройки в черте города (другое дело – выполняется ли это поручение). Понятно, что вариант с ковровой бомбардировкой — дабы очистить город и выстроить его заново — отпадает. Значит, проблему нужно решать иначе. Например, за счет формирования новой концепции территориального планирования Махачкалы. Которая, к слову, включала бы очистку города от промышленных предприятий в его черте (которые зачастую просто занимают место, а не работают) и продажу муниципальной земли с аукционов. Это кроме прочего позволит пополнить местный бюджет. Что с учетом высокой стоимости земли в Махачкале — очень выгодное и полезное дело.
Источник: http://www.ndelo.ru/ekonomika-2/1807-gorod-v-tiskakh