Уголовное дело против Саида Амирова и реформы на Северном Кавказе («Кавказская политика») Голос России

Автор и ведущий — обозреватель ГР Сухов Иван

Гости в студии:

Соколов Денис — директор Кавказского центра проектных решений,

Рахаев Мурадин — балкарский общественный деятель, экс-глава селения Безенги

Иван Сухов: Северный Кавказ продолжает напряженно следить за уголовным делом теперь уже бывшего мэра Махачкалы Саида Амирова: буквально вчера было опровергнуто взволновавшее не на шутку Дагестан сообщение о том, что бывший градоначальник вскрыл себе вены в СИЗО. На этом трагическом фоне стало известно о назначении врио мэра — им стал ректор Дагестанского госуниверситета Муртазали Рабаданов. Вопрос к Денису Соколову: как, по-вашему, почему была выбрана именно эта кандидатура?

Денис Соколов: Выбор, с одной стороны, неожиданный, а с другой стороны, интересный. Потому что у Рабаданова есть опыт управления большими структурами и он дистанцирован, насколько это возможно, от той борьбы, которая сейчас будет разворачиваться в Махачкале. И в принципе, то, что произошло, это, скорее всего, переход управления Махачкалы после ареста мэра. Сейчас стало понятно, что ни дагестанские власти, ни Москва не собираются мириться с тем, что до конца явно не быстрого процесса Амиров будет так или иначе управлять городом через своих людей или через свою команду. Это просто очень четкий сигнал.

Иван Сухов: Можно ли говорить о том, что появление ректора на посту временно исполняющего обязанности мэра — это такая попытка Рамазана Абдулатипова сформировать свою команду? Не кажется ли вам, что опыта управления университетом не хватает для того, чтобы руководить таким мегаполисом, как Махачкала?

Денис Соколов: В первую очередь, для этого нужна команда людей, готовых действовать по единому плану.

Иван Сухов: У ректора есть она?

Денис Соколов: Я не знаю. Я не думаю, что у ректора есть готовая команда. Такая команда складывается годами. Но ничто не мешает ему ее создать. Вопрос — сколько у него будет времени на создание этой команды, и будет ли возможность для экспериментов. Потому что Махачкала — это очень сложный хозяйственный организм. Можно много говорить о неэффективном управлении мэра Махачкалы, но надо посмотреть, что получится теперь. Кто сможет собирать деньги за электричество, за воду, кто сможет эффективно управлять транспортом, пассажирскими перевозками, рынками, огромным потоком торговли, финансов?

Иван Сухов: Можно ли считать, что такая замена Саида Амирова на Рабаданова это замена политической фигуры, которая стояла во главе огромной политической системы, на технического мэра?

Денис Соколов: В какой-то степени так.

Иван Сухов: Не означает ли это, что технический мэр, помимо того, что ему надо будет обеспечить бесперебойную передачу дел, ему придется столкнуться с огромной неформальной структурой, созданной Саидом Амировым? Как техническому мэру справиться с таким сопротивлением?

Денис Соколов: Это как раз тот самый повод поговорить о том, что, убирая Саида Амирова, власть федеральная открывает ящик Пандоры. Потому что Амиров при всех минусах был плоть от плоти той системы, которой он управлял. И снятие такого игрока, вывод его за пределы системы ставит перед его преемником непростые задачи. И далеко не факт, что технический управленец может решать такие задачи.

Иван Сухов: Мы не преувеличиваем значение неформальных структур, которые были созданы Амировым и его вес?

Денис Соколов: Мы же не знаем, что случилось в изоляторе. Нельзя упускать из виду, что утечка о том, что он вскрыл себе вены, произошла оперативно. В какой-то степени это части медийной политики. Чтобы снаружи знали. Я согласен, что мы можем преувеличивать значение неформальных структур, мы можем преувеличить значение управляемой системы, его империи. Но то, что мы точно не преувеличиваем, это то, что все-таки Дагестан — это не Тверская область и не Санкт-Петербург, и там нет традиции подчиняться власти на сегодня ни у предпринимателей, ни у политиков, ни у просто населения.

Иван Сухов: Это все ведь домыслы насчет неформальной структуры, которую создал Амиров. Зато есть вещь, которая точно известна: это конфликт, в котором он принимал участие как менеджер, будучи главой города, это конфликт с кумыкскими поселениями на окраине Махачкалы, которые уже больше года осуществляют перманентную акцию протеста. Как вам кажется, этим кумыкам сейчас стоит радоваться, что ушел Амиров?

Денис Соколов: Я думаю, что преждевременно. Может сложиться такая ситуация, когда тот, кто придет и заберет землю, тот и будет ими управлять. Может сложиться ситуация вакуума контроля над ресурсами. И может оказаться, что на противоположной кумыкам стороне нет внятного политика и внятных интересов. Потому что есть частные разрозненные интересы людей, которые получили участки на этой земле. И решительные действия со стороны кумыков, которые стоят на Карамане, могут принести успех.

Иван Сухов: То есть у них есть основания радоваться тому, что система может им оставить более широкие возможности для маневра?

Денис Соколов: Да, пространство для маневра есть, вопрос — с кем потом договариваться.

Иван Сухов: Речь идет о муниципалитетах, преимущественно населенных кумыками, которые в результате разных муниципальных преобразований и перекройки границ оказались внутри города Махачкалы и очень этим были недовольны, потому что вместе с тем, что они утратили возможность своего квазиэтнического самоуправления, они утратили еще и земли, которые также были расположены с северной стороны города. Скажите, Мурадин, примерно такая же ситуация по жанру сложилась в городе Нальчик. На окраине Нальчика существовали балкарские муниципалитеты, которые были в результате муниципальных преобразований включены в состав города, и тоже против этого протестуют уже много лет. При этом никто не вспоминает о том, кто является мэром города Нальчик. Потому что мэрия в данном случае не сторона конфликта?

Мурадин Рахаев: Нам кажется, что сторона конфликта — это республиканская власть, а идея в 2005 году исходила из города. Тогда был мэром Бердов, он активно занимался поглощением муниципалитетов. А вообще, этот вопрос должны решать республиканские власти. Все эти нарушения законов на Кавказе происходит потому, что чиновничество занимается не исполнением законов, а они ищут лазейки, как законы эти нарушить. Наши республиканские власти переняли опыт Махачкалы по нарушению законов, в частности в вопросах поглощения муниципалитетов. До Кабардино-Балкарии это было опробовано в Дагестане.

Иван Сухов: А вы используете опыт кумыков по борьбе с властями города?

Мурадин Рахаев: Это получается само собой. В Хасанье уже разбили участки, как в Карамане.

Иван Сухов: Правильно ли я понимаю, что основной вопрос к тому, что произошло в Махачкале 1 июня, это то, что такого рода мероприятия не решают и не способствуют решению фундаментальных проблем, связанных с землей и с местным самоуправлением?

Денис Соколов: Почему же не способствуют? Если то, что происходит сегодня в Махачкале, продолжится дальше, если следом за мэром Махачкалы были арестованы главы Табасаранского, Каякентского районов, подал в отставку председатель Нацбанка, были вопросы к буйнакскому главе…То есть вся система зашевелилась. Влияет или не влияет замена одних игроков на других? Конечно, влияет, потому что мы меняем не только игроков, мы меняем их качество и смысл. Если мэр Амиров — это феодальный барон, который закрывал рынок от всех внешних влияний и его полностью контролировал…

Иван Сухов: …то мэр Рабаданов рискует оказаться технократом, который не факт, что справится с наследием мэра Амирова.

Денис Соколов: Дело не в том, что справится. Концепция Москвы все-таки в том, чтобы в региональной власти и крупных городах руководители были агентами Москвы, чтобы они представляли интересы Москвы, чтобы они контролировали финансовые потоки в интересах Москвы. И часто получается, что интересы Москвы не совпадают с интересами тех самых игроков региональных рынков, представителями которых были вот эти самые бароны.

Полная версия доступна в аудиоформате

 

Читать на сайте Голоса России 

Источник: http://news.rambler.ru/19629574/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *