Муниципалитеты – фундамент Дагестана Рамазан Абдулатипов ищет пути преодоления кризиса и развития

Согласно распоряжению временно исполняющего обязанности Президента Дагестана Рамазана Абдулатипова, подписанному на прошлой неделе, правительство республики и администрация президента направят в города и районы Дагестана специальных уполномоченных “для знакомства с ситуацией на местах, обсуждения на собраниях активов городов и районов итогов деятельности органов местного самоуправления за прошедший год, а также определения приоритетных направлений социально-экономического и культурного развития территорий на 2014 год”.

Приоритеты районов и городов

Уполномоченные будут изучать обстановку на местах, посещая образовательные и медицинские учреждения, встречаясь с общественностью и трудовыми коллективами. К 5 апреля они должны представить правительству Дагестана отчеты и предложения по результатам своей работы, а правительство уже донесет обобщенный анализ до самого Абдулатипова к 10 апреля.

29 марта и.о. министра экономики РД Раюдин Юсуфов провел совещание с заместителями глав муниципальных районов, городских округов республики и работниками экономических служб органов местного самоуправления. Основным вопросом совещания стало обсуждение подготовки материалов по показателям социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов.

Министерством уже внесен на рассмотрение правительства РД прогноз социально-экономического развития Республики Дагестан до 2015 года. Готовится проект Программы экономического и социального развития Республики Дагестан до 2017 года. Определены приоритетные направления деятельности правительства Республики Дагестан, в том числе в разрезе каждого министерства и ведомства, которые представлены на рассмотрение врио Президента РД Р. Абдулатипову. Теперь каждый район и город должен по каждой отрасли определить 3-5 основных направлений деятельности.

И.о. министра экономики РД дал поручение работникам министерства экономики РД, закрепленным за муниципальными образованиями и городскими округами, совместно с работниками органов местного самоуправления подготовить доклады о социально-экономическом развитии муниципалитетов за 2011-2012 гг. и прогнозы на 2013-2014 гг., а также приоритетные направления деятельности органов местного самоуправления за 2012- 2013 годы.

Это далеко не первая попытка республиканской власти повлиять на работу муниципалитетов. Ранее, в соответствие с принятой Стратегией-2025 РД, от муниципальных образований требовали план мероприятий по ее реализации, разработку муниципальных стратегий или программ экономического развития.

Также были приняты несколько республиканских целевых программ и законопроектов. Однако эта работа не была доведена до конца. Те муниципалитеты, которые все-таки представили свои Стратегии, ограничились реестром инвестиционных проектов и не совсем удачными попытками их реализации.

Экономика и новая власть

Экономическое развитие так и не стало приоритетом для муниципальных образований. Такие категории, как территориальное планирование, государственная экономическая политика, защита прав собственности и экономических свобод для них не являются предметом даже на понятийном уровне. Сегодня управляющее воздействие власти на экономику мизерное, отношение местных властей к инвестиционным проектам и инвесторам в диапазоне от безразличного вплоть до негативного.

Как результат — большинство муниципальных образований республики, имея огромный потенциал, фактически находятся в инвестиционной коме. Хотя сегодня потенциал развития территории в меньшей степени зависит от географического положения, климата и наличия природных ресурсов, но в большей степени – от человеческой воли, квалификации, ценностей, качества планирования и уровня организации.

От сложного к примитивному

Доклады, прогнозы и приоритеты никоим образом не решают проблему экономического развития муниципальных образований. В который раз мы видим попытки примитивизации экономической политики. Кажется, и сегодня у республиканского правительства нет четкого понимания, плана или модели: что же на самом деле необходимо на уровне экономики муниципального образования, как наладить процесс экономического развития? Не говоря уже о том, что у глав муниципальных образований недостаточно стратегического видения и мотивации к долгосрочному развитию. Как и мотивации снижения дотационности своих бюджетов: чем больше муниципалитет собирает налогов, тем меньше сумма дотаций из республиканского бюджета.

Есть и объективные причины: процесс экономического развития, как и любая другая сфера экономики или бизнеса, становится крайне высокотехнологичным. Одними уполномоченными и приоритетами здесь не обойтись. Если вы не выдерживаете технологию бизнеса, то не достигнете результатов. Почему же наше правительство надеется на результат, не выдерживая технологию экономического развития муниципальных образований? Хотя, надо признать, в муниципалитетах недостаточно квалифицированных кадров, чтобы обеспечить высокие стандарты процесса экономического развития.

Муниципалитеты высокого порядка

Тем не менее, почему бы муниципалитетам не иметь индивидуальные планы, стратегии экономического развития, программы (ведь они разные по потенциалу, уровню развития, возможностям), включающие схему исследования потенциала, инвестиционный анализ, план муниципальной экономической политики, программу развития, инвестиционный план? Почему бы правительству не вооружить муниципалитеты реальными экономическими инструментами, такими как кадастр инвестиционных площадок, реестр инвестиционных проектов, муниципальная инвестиционная компания или микрофинансовый центр? Почему не предоставить максимум самостоятельности, но повысить требования и ужесточить контроль?

В кризисные периоды инвестиционная активность снижается, а конкуренция территорий за привлечение инвестиций, бизнеса и туристов нарастает. Территория должна предлагать новые возможности и ниши, новые целевые рынки для производителей товаров, инвестиций, туризма, новых жителей. Поэтому во всем мире муниципалитеты активно участвуют в создании агломераций, реализации кластерных проектов, организации промышленных площадок и технопарков, инициируют программы создания рабочих мест и маркетинга территории.

Правительству необходимо понимание, что активизация экономической политики муниципальных образований, развитие экономики села и использование ресурса домашних хозяйств, являются одними из мощных диверсифицированных инструментов развития республики. И только через реализацию собственной экономической политики муниципальные образования смогут снизить уровень безработицы и дотационности своих бюджетов.  

Источник: http://kavpolit.com/municipalitety-fundament-dagestana/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *