Дагестан облетела еще одна новость, которая может отразиться на инвестиционной активности Сулеймана Керимова в горной республике. Федеральные СМИ сообщили, что олигарх дагестанского происхождения может досрочно сложить полномочия сенатора.
Одни расценивают это как ослабление позиций в Дагестане и вытеснение его бизнеса из этой республики. Другие за этим видят желание Кремля усилить контроль над олигархами, которые могут оказаться под влиянием тех государств, где они хранят свои деньги. О том, как и зачем Сулейман Керимов въехал в Совет федерации, что происходит с его проектами в Дагестане, читайте в материале «Кавказской политики».
Одни расценивают это как ослабление позиций в Дагестане и вытеснение его бизнеса из этой республики. Другие за этим видят желание Кремля усилить контроль над олигархами, которые могут оказаться под влиянием тех государств, где они хранят свои деньги. О том, как и зачем Сулейман Керимов въехал в Совет федерации, что происходит с его проектами в Дагестане, читайте в материале «Кавказской политики».
Самый богатый на сегодняшний день дагестанец сколотил свое состояние вдали от малой родины. Формально с Дагестаном его связывает должность члена Совета федерации. В верхнюю палату высшей законодательной власти его делегировало Народное собрание (парламент) Дагестана. Олигарх является сенатором двух созывов, впервые был избран на эту представительскую должность в декабре 2007 года. А 1 апреля 2011 года был переизбран на второй срок.
Процедура переизбрания столь заметной фигуры прошла незаметно. Депутаты дагестанского парламента олигарха избирали в его отсутствие. Без личного присутствия олигарх был избран и на первый срок в 2007 году. Но тогда у Керимова была уважительная причина. Он находился в больнице после пережитой 25 ноября 2006 года автокатастрофы в Ницце.
До прихода Керимова место сенатора занимал экс-председатель правительства Дагестана Атай Алиев. Его избрали сенатором в 2006 году. Но спустя год ему пришлось уступить место Керимову, который не попал в Государственную Думу, после заявления Владимира Путина, что в Думе миллиардерам не место. Но у руководства Дагестана перед Керимовым были обязательства. Олигарх перечислил в Дагестан в качестве благотворительной помощи 100 млн долларов. И раз не получилось с Думой, Керимову было обеспечено место сенатора.
Чем может быть полезен Дагестану Керимов, и чем может быть полезен Атаев — вопрос риторический. В роли сенатора Керимов может быть, и бесполезен, потому что многие даже не понимают, в чем польза от самой верхней палаты. Но все понимали, что как крупный инвестор и благотворитель, меценат и просто влиятельный человек Сулейман Керимов может быть весьма полезен Дагестану.
Таковым он может быть и без членства в Совете Федерации. Возможно, это членство в СФ формально возлагает на него ответственность за судьбу Дагестана. И у руководства республики есть юридические основания привлекать его к социальной ответственности. Так и получилось, как сенатора в Дагестане Керимова никто не знает, а как благотворителя, спортивного мецената, и крупного инвестора знают многие.
Очищать власть от бизнеса или бизнес от власти?
Итак, Дагестану Керимов может помогать и не будучи сенатором. Единственное, что дает самому Керимову должность члена Совета федерации, это неприкосновенность. В России и сами бизнесмены не застрахованы от уголовного преследования, и их бизнес не застрахован от конфискации. Крупный ты или мелкий — размер не имеет никакого значения. После ареста Ходорковского желание получить мандат депутата или сенатора появилось у многих. Есть и свежий пример, Ахмед Билалов, чей бизнес тоже сейчас проверяет и Генеральная прокуратура и другие ведомства.
Бизнес в России не застрахован, возможно, потому, что отчасти сам бизнес бесчестен, ибо вырос в период, когда не действовали правила честной игры. Поэтому бизнесмены страхуют себя, заполучив депутатский мандат, а свои капиталы страхуют, вывозя их за пределы страны, в офшоры. Но печальный опыт Кипра показывает, что страховка не совсем надёжная. Лица, чьи вклады превышают 100 тысяч долларов не смогут их получить обратно в полном объеме. Что происходит с российскими миллиардерами и их миллиардами, вложенными в Кипре, можно только догадываться.
Судя по тому, что в Совете федерации много богатых и очень богатых людей, неприкосновенность для них была не последним мотивом попасть в этот орган. От засилья серых кардиналов Совет Федерации как жизненно важный орган госвласти атрофировался. Хотя должен играть важную роль регулирования и совершенствования федеративных отношений. Там должны работать публичные политики, юристы, у которых нет такой головной боли, как собственный бизнес. Это должны быть люди, которые знают свои регионы, и регионы знают их. И желательно чтоб они избирались.
Когда Совет Федерации возглавила Валентина Матвиенко, она начала призывать к дисциплине своих коллег — сенаторов, олигархов. Она жестко ставила условия перед теми, кто пропускал заседания Совета федерации.
СМИ опровергают друг друга
Так покинет ли Сулейман Керимов Совет федерации, и есть ли у него активы за рубежом? Газета «Известия», сославшись на анонимные источники, сообщила, что решение окончательно принято. Керимов пытался найти обходные пути, но Кремль занял жесткую позицию, и олигарх выбрал бизнес. Однако «Газета.ru» со ссылкой на помощника олигарха сообщила, что у него нет зарубежных активов, и он не собирается покидать пост сенатора.
По данным «Известий», Совет федерации на волне борьбы с зарубежными активами покинули уже трое сенаторов. Сложение полномочий связано с принятым недавно в первом чтении законом, который запрещает представителям государства владеть зарубежными активами и недвижимостью. Кроме того, Владимир Путин на прошлой неделе заявил о необходимости запрета чиновникам и депутатам иметь зарубежные счета. Храня свои деньги за рубежом, по сути, самые влиятельные люди в России оказываются зависимы от тех государств, где они хранят свои деньги. А это прямая угроза суверенитету России.
Угроза ареста счетов делает российского чиновника или депутата послушным властям иностранных государств. Если российские власти займут более жесткую позицию, то многим чиновникам как в Дагестане, в частности, так и в России, в целом, придется либо покинуть свои посты, либо вернуть деньги в Россию. Деньги могут вернуться как инвестиции в реальный сектор, если они будут амнистированы. Самый надежный способ сохранить и приумножить капитал — это вложить их в производство и, желательно, у себя на родине. Останется Сулейман Керимов сенатором или нет, также зависит от позиции руководства Дагестана.
Тысячи мелких предприятий возникнут вокруг гигантов
Директор Института экономики и политики, доктор политических наук Абдулнасыр Дибиров считает, что сворачивание проектов Керимова, его возможный уход с поста сенатора и позиция руководства республики — все эти факторы взаимосвязаны. «Керимов был один из немногих дагестанских бизнесменов, который реально вкладывал деньги в республику, реально пытался реализовать проекты», — считает Абдулнасир Дибиров.
Из начатых за последние 3 года проектов Керимову удалось практически завершить только 2 проекта. Это строительство Каспийского завода листового стекла. Крупный завод с использованием самых современных технологий с нуля построили практически за год. Правда, сроки по монтажу оборудования и запуску завода несколько раз переносились. В частности, в августе прошлого года было заявлено, что монтаж оборудования будет осуществляется в декабре 2012 года. Потом говорили, что монтировать будут в начале этого года.
И все-таки стекольный завод – в Дагестане это исключительный случай, когда за столь короткий срок промышленный объект реально построен. Все надеются, что он будет одним из крупнейших поставщиков листового стекла. Еще один проект — это строительство современного стадиона, «Анжи-Арена». Он не был построен с нуля. Но реконструкция стадиона «Хазар» в «Анжи-арену» полностью изменила представление об уровне стадионов, уровне футбола и уровне жизни. Сроки завершения реконструкции тоже несколько раз переносились.
Когда экс-гендиректор «Нафты» Олег Липатов после своего назначения провел аудит, оказалось что из выделенных на реконструкцию средств 30 млн. рублей пропали. Этот факт говорит о том, что ни один проект не застрахован от коррупции. И у Сулеймана Керимова в Дагестане не было своих людей, порядочных менеджеров, которым он мог доверить проекты без опаски, что выделенные деньги не будут разворованы.
Поэтому и был в правительство Дагестана делегирован Олег Липатов. Но после смены руководителя республики Липатов потерял свой пост. Следовательно, другие проекты — строительство современного большого микрорайона «Новый город», реконструкция Махачкалинского аэропорта «Уйташ», расширение морского порта и аграрный проект – отменяются.
У «Анжи» тоже возникли проблемы
В минувшее воскресенье новый стадион «Анжи-арена» был выбран для проведения нейтрального матча между командами «Терек» и «Зенит». Из соседней республики приехали сотни автобусов с болельщиками. Всего болельщиков было около 15 тысяч. «Терек» проиграл со счетом (0:3).
Казалось бы, Дагестан уже может у себя проводить матчи европейского уровня. Перед дагестанским клубом «Анжи» стоят амбициозные задачи. Команда укомплектована игроками, которые могут реализовать эти амбиции. Однако шансы попадания в «Лигу чемпионов» минимизировались. Два последних поражения и четыре ничьи говорят, скорее всего, о неблагоприятном психологическом климате в команде.
Чем обернется для Дагестана конкуренция гигантов?
После завершения строительства «Анжи-арены» и тренировочной базы ФК «Анжи» из Подмосковья должен переехать в Дагестан. Однако не все игроки хотят этого. Они не видят гарантий безопасности и предложений по развитию футбола со стороны нового руководства Дагестана. То есть, в реализации футбольного проекта тоже возник досадный для болельщиков ступор. Перед командой стояла задача попадания в «Лигу чемпионов». Собственно, для достижения в том числе и этой цели Керимов вложил в ФК «Анжи» 250 млн. евро. Цель близка, и в это время «Анжи» проигрывает «Краснодару» с разгромным счетом (0:4).
Футбол — это, безусловно, политика, и за успехами футбольного клуба тоже стоят политические амбиции Сулеймана Керимова. Сворачивание проектов по портам, означает, что олигарх должен умерить свои амбиции. Что означает, с точки зрения большой политической игры, серия проигрышей «Анжи», пока непонятно.
Сможет ли Абдулатипов отрегулировать столкновение олигархических амбиций?
Конкурент Сулеймана Керимова, к примеру, Зиявудин Магомедов может умерить амбиции первого, создав еще один клуб уровня «Анжи», и построив стадион уровня «Анжи-арена». От того, как олигархи дагестанского происхождения будут умерять амбиции друг друга, зависит дальнейший ход развития Дагестана. Будет ли он цивилизованным?
«Уход Сулеймана Керимова из Дагестана плохо скажется на республике. Конечно нам 1000 малых бизнесменов, как заявил Рамазан Абдулатипов, важнее, чем один или два олигарха. Но тысяча малых предприятий не создадут одного крупного проекта. Крупный проект формирует вокруг себя 1000 мелких предприятий. Для того, чтобы возникли эти малые предприятия, должны быть своего рода паровозы. А эти паровозы создаются гигантами, олигархами, крупными бизнесменами», — прокомментировал Абдулнасир Дибиров.
От себя добавлю, что таких гигантов в Дагестане должно быть несколько, чтобы ни один из них не чувствовал себя хозяином республики и не злоупотреблял своим монопольным положением.
Источник: http://kavpolit.com/kreml-i-kerimov-est-li-doverie/