В России разработают единые программы бакалавриата и магистратуры для специалистовисламоведов. Это особое поручение президента РФ Владимира Путина по противодействию религиозному экстремизму, которое в списке поручений было направлено в правительство.
Подход к Корану
Кабмину поручено в срок до 1 августа разработать примерные программы бакалавриата и магистратуры с углубленным знанием истории и культуры ислама. При этом нужно утвердить целевые показатели эффективности вузов в этом направлении.
Разработка такого единого подхода к исламскому образованию назрела давно, поскольку сегодня в России исламоведов готовят лишь несколько светских и религиозных вузов. И эти же вузы формируют перечень исламских дисциплин самостоятельно изза отсутствия единого стандарта. Неоднозначна ситуация с образованием на Северном Кавказе, в частности в Дагестане.
Для показывающего самую высокую в стране динамику роста исламских общин, для которых образование является одним из основных компонентов этого роста, сегодня разработка единых программ обучения будет правильным решением. В первую очередь оно призвано устранить разногласия в исламской среде региона, где каждое религиозное направление трактует основы религии посвоему, хотя Коран один для всех.
Деньги есть – качества нет
Здесь возникает другой вопрос, а каково качество самого преподавания? Большинство специалистов едины во мнении, что быть довольным качеством исламского образования в России сегодня невозможно. В этом плане даже зарубежные исламские вузы, у которых веками был наработан опыт, испытывают проблемы с методиками преподавания исламских дисциплин. Многие считают, что российские вузы не могут готовить грамотных специалистов изза нехватки квалифицированных преподавателей.
И такая картина складывается не только в богословских науках. При этом идут попытки увязать проблему нехватки хорошо образованных религиозных деятелей ислама с недостаточностью госфинансирования, хотя на программу подготовки специалистовисламоведов минобрнауки ежегодно выделяет более 100 млн рублей. С точки зрения регионов, проблема в том, что большая часть этих средств достается светским вузам, а религиозные получают около 20 млн рублей в год.
При этом подавляющее большинство специалистов, религиозных деятелей отмечают, что выпускники российских светских заведений очень сильно уступают тем, кто получил аналогичное исламское образование за рубежом. Об эффективности этих вузов говорит тот факт, что в системе духовных управлений и религиозных институтов работают только 10% специалистов с углубленным знанием ислама. Некоторые религиозные деятели утверждают, что академической программой магистратуры и бакалавриата могла бы стать программа Института стран Азии и Африки РАН.
Раскладка для талибов
Только на примере одного субъекта Дагестана можно понять, что проблем в этой отрасли много, а исламское образование требует перезагрузки.
Согласно официальной статистике, в Дагестане, по сравнению с другими субъектами России, образовалось наибольшее количество исламских образовательных учреждений, а система исламского образования представлена тремя уровнями: мактабы – примечетские начальные школы; медресе – мусульманские образовательные заведения; университеты – исламские высшие учебные заведения.
Исламские вузы: В республике зарегистрировано 16 исламских вузов (155 преподавателей, 1770 обучающихся). Из зарегистрированных в настоящее время 2 вуза не функционируют. Лицензию на образовательную деятельность имеют 5 вузов, другие находятся на стадии продления или оформления.
Медресе: В республике 81 медресе (201 преподаватель, 2970 обучающихся), из которых в Минюсте России по РД зарегистрировано 32 негосударственных исламских образовательных учреждения среднего профессионального религиозного образования; 49 медресе не зарегистрировано. Из зарегистрированных не функционирует три медресе. Лицензию на образовательную деятельность имеют 11 медресе.
Медресе в основном функционируют при джума и крупных квартальных мечетях республики, в них преподают имамы и будуны мечетей. В отличие от начальных школ, дают основы исламских знаний, обучение длится дольше.
Мактабы: В республике 158 примечетских начальных школ (мактабов) (158 преподавателей, около 3000 обучающихся). Обучение в мактабах носит непостоянный характер, количество учеников меняется. Основная цель этих школ – обучение намазу (молитве) и чтению арабского текста Корана. Программы мактабов включают арабскую грамматику и основы религии.
Наибольшее количество исламских образовательных учреждений функционирует в городах Махачкале (20) и Хасавюрте (17), в Цумадинском (22), Шамильском (27), Карабудахкентском (10), Казбековском (22), Кизилюртовском (20), Кизлярском (11), Хасавюртовском (17), Гумбетовском (10), Гунибском (11), Левашинском (5), Унцукульском (4) районах Дагестана.
В дагестанское религиозное образование введены светские дисциплины до 40% аудиторной учебной нагрузки (русский язык, литература, история России, история Дагестана, информатика, экология, физвоспитание, педагогика и психология) и 60% религиозные дисциплины. Большинство обучающихся исламских учебных заведений молодежь от 12 до 23 лет. До 30% учащихся вузов и медресе республики составляют девушки.
Обучение в исламских учебных заведениях в основном бесплатное, учащиеся обеспечиваются жильем и питанием. Источниками финансирования исламских учебных заведений в Дагестане являются средства, получаемые от осуществления различных видов деятельности; добровольные пожертвования, спонсорская поддержка, поддержка со стороны госорганов и муниципальных властей в виде разовой финансовой помощи.
Подготовка кадров имамов мечетей, кади (шариатский судья) и мударрисов (преподаватель исламских дисциплин) осуществляется в медресе и вузах. Выпускники получают одну из трех специализаций: чтец Корана (кари’); имамхатиб, умеющий читать и переводить на родной язык исламскую литературу; алим – специалист в арабомусульманских науках.
В Дагестане также функционируют три теологических института: «Институт теологии и международных отношений имени Маммадибира арРочи», г. Махачкала; «Дагестанский теологический институт имени Саидаафанди», с. Чиркей, Буйнакский район; «Духовногуманитарный институт им. Саитбега Даитова», г. Хасавюрт.
С 2007 году в Махачкале функционирует СевероКавказский университетский центр исламского образования и науки (СКУЦИОН), при котором создан ученый совет, действуют отделы: науки и религиозных исследований, по разработке учебнометодической литературы по исламским наукам, по качеству образования и аттестации религиозных учебных заведений. Созданы программы, учебники и методические пособия по религиозным дисциплинам. Институтом теологии и международных отношений разработан специальный стандарт по подготовке священнослужителей.
Иудеи и христиане
При православных приходах (19) действуют воскресные школы с общим количеством более 100 обучающихся.
В протестантских организациях (евангельские христиане баптисты, адвентисты 7го дня, евангельские христиане) (г. Махачкала, Каспийск, Кизляр, Дербент, Избербаш) организованы субботние школы (обучается около 500 чел.). Занятия проходят по группам, ведут их старшие служители церквей. Основной предмет изучения – Библия.
При пятидесятнических организациях республики действуют библейские курсы (до 4000 обучающихся). Занятия проходят в офисе организаций и на дому у прихожан церквей. Организации пятидесятников (г. Махачкала, Дербент, Кизляр, Избербаш, Каспийск) разделены на районные группы, чтобы охватить всех прихожан церквей библейскими курсами. Организация «Осанна» в Махачкале имеет частную общеобразовательную школу «Радуга». Школа имеет гуманитарный уклон, состоит из пяти классов.
Свидетели Иеговы проводят курсы по подготовке миссионеровсвидетелей среди своих последователей (гг. Махачкала, Дербент, Кизляр и Избербаш). Ведут занятия старейшины организаций.
При иудейских общинах действуют воскресные школы (хейдер). Действуют эти школы только в общинах гг. Махачкалы и Дербента. В воскресных иудейских школах обучаются дети (от 9 до 18 лет) и взрослые (от 30 до 60 лет). Занятия проводят члены общины, религиозные предметы ведут раввины. Преподают иврит, историю и традицию еврейского народа, музыку, рисование, английский язык.
Дагестан вне плана
План мероприятий по подготовке специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама (в него вносятся коррективы поручением президента) действует в России с 2007 года. Дагестанские исламские вузы не вошли в ее перечень. По этому плану специалистов «с мусульманским уклоном» в России готовят несколько светских вузов: Пятигорский лингвистический университет, Московский государственный лингвистический университет, Казанский федеральный университет, Нижегородский государственный университет, а также религиозные учебные заведения – Российский исламский институт в Уфе и Московский исламский университет. В ближайшее время начнет работу СевероКавказский исламский университет в Нальчике.