Свои не помогают, а федеральные чиновники не пускают предприятия республики в целевые программы.
Самая главная проблема промышленников — нас не слышит власть. Мы выпустили 70 тысяч энергосберегающих светильников на базе светодиодов — и ни одного не продали в Дагестане. Властям не до собственных производителей, они другим озабочены. Я спросил у одного министра, почему он закупает для своих учреждений китайские светильники, а не наши. Что он ответил? Спел мне песню: «Ничего не видел, ничего не слышал, ничего я тебе не скажу». Мол, он не знал, что мы производим такие лампы, и что мы должны были прийти на конкурс. Та же история и с ЖКХ. У чиновников есть свой особый чиновничий язык, на котором они всегда объяснят тебе, что ты не прав. Их, видимо, специально этому обучают…
Если сравнить Дагестан с Татарстаном, то очевидно, что он близок нам — по духу, по религии. Населения там больше на 30%, территории больше на 34%. Но если сравнивать ВРП 2011 года (за 2012-й итоги еще не подвели), то у Татарстана он 1 трлн 450 млрд рублей, а у нас — 330 млрд. В 4,5 раза меньше. Потому что в Татарстане научились законодательно защищать национальный продукт, а у нас этого не умеют.
Мы очень активно работаем в области законотворчества, инициируем поправки в законы республики. Ведь нужно воссоздавать научный Дагестан. Мы предложили принять меры поддержки национальных продуктов республики: определить их статус, создать корзину нацпродуктов и дать им какой-то «дипломатический паспорт в жизнь» — продвигать на рынке республики и помогать выходить на внешние рынки.
Нас не устраивает сумма — 150 млн рублей, по которой предприятие может получать субсидирование процентной ставки по кредитам. На 150 млн рублей ни одного инновационного производства создать невозможно, надо хотя бы 300 млн, но нас не услышали. Надеемся, новая власть республики более внимательно отнесется к нашим предложениям.
Для инновационных предприятий, на которых идет техническое перевооружение, необходима ставка «ноль» налога на имущество. Эта поправка тоже не пошла. Правда, недавно приняли одну из наших поправок о технопарках. Мы были единственным субъектом в России, который не давал льгот для развития таких инновационных проектов.
Наконец парламент принял закон о том, что для технопарков устанавливается ставка «ноль» налога на имущество. В ноябре президент подписал указ. И с тех пор мы никак не можем разобраться с налоговой: а что считать? У нас технопарк в области высоких технологий — IT-парк. Я объясняю в налоговой инспекции, что мы платить ничего не должны, вот наш статус, вот указ. А мне в ответ: «Нет, все имущество, которое вы купили до этого момента, — под указ не подпадает. Вот новое будете покупать — к нему и будем ноль применять». А у меня в технопарке на 15 млн долларов приборов и измерительной техники. У нас центр коллективного пользования, этими приборами пользуются конструкторы, ученые, академики, работники частного инновационного сектора. Это же все для развития IT в республике. А мне говорят: «Нет, это не считается…».
Сегодня Россия идет по пути инновационного развития, но промышленность Дагестана никак не вписана в это движение. Лебедки для наших лифтов приходится закупать за границей. Мы приходим сегодня в Минпромторг России и говорим: «Ребята, у вас была ФЦП, вы 10 лет что-то изобретали, пожалуйста, дайте нам в производство изобретения, на которые государство выделяло деньги». Не дают. Хоть одно изделие инновационное покажите. Одна ложь.
С другой стороны, мы в 2012 году приступили к разработке своей лебедки, но нет денег. Федеральные чиновники не пускают предприятия Дагестана в федеральные целевые программы, направленные на развитие промышленности. С этими трудностями сталкивается сегодня весь промышленный потенциал республики. Мы направляем заявки — их не рассматривают, даже на рассмотрение научно-технических советов не выносят. Поэтому нужна поддержка власти. Но мы такой поддержки, к сожалению, не ощущаем. Поэтому нет развития, объемы производства сокращаются. Новое мы не можем создать — нет денег, а то, что выпускается уже 20 лет, — никому не нужно, устарело.
Если сейчас взять десять наших проектов — проектов «Русской радиоэлектроники» и реализовать их, они дадут республике порядка 50 млрд рублей в год, одни только лифты могут дать 7,5 млрд. Не говоря уже о рабочих местах. Но пока мы встречаем на этом пути только препятствия…
Источник: http://biznes-dagestan.com/novosti/221-pochemu-ne-razvivaetsya-promyshlennost-dagestana.html