Делегаты чрезвычайного съезда кумыков требуют защиты их прав в Дагестане
Представители (счрезвычайного съезда кумыкского народа, прошедшего в Пятигорске , обратились с письмом к Владимиру Путину, в котором обвинили власти Дагестана в ущемлении интересов кумыков при решении кадровых и земельных вопросов в республике. В случае «отсутствия приемлемого ответа» на послание, участники съезда обещают устроить в феврале шествие к резиденции полпреда в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО). В полпредстве отмечают, что процесс формирования дагестанского правительства еще не завершен и об ущемлении прав кумыков говорить рано.
Изначально в Пятигорске планировалось проведение учредительного собрания по созданию межрегиональной общественной организации «Конгресс кумыкских общин России». На него собралось около 400 делегатов от 46 кумыкских обществ из Дагестана, Северной Осетии и Чечни. Но главным предметом обсуждения стал вопрос о земле. Делегаты заявляли, что в Дагестане «посредством массового выделения земли жителям горных районов под отгонное животноводство» идет «фактический отъем земель» у традиционно проживающих на равнине кумыков. «Отъем» производится с помощью придания статуса новых населенных пунктов точкам временного размещения арендаторов земли, причем с бюджетным финансированием. При этом вопросы распоряжения землями решаются без участия кумыкских обществ, кумыки, занимающиеся аграрным бизнесом, практически не получают грантов на развитие и «не имеют доступа к кредитным ресурсам Россельхобанка». Ссылаясь на высказывание Рамазана Абдулатипова о том, что в Дагестане нет этнических земель, а земли должны и будут принадлежать тем, кто ее выкупит, и будет вкладывать в нее деньги, кумыкские делегаты заявили, что новому руководству Дагестана в этой связи у них нет доверия.
Глава совета старейшин балкарского народа Исмаил Сабанчиев заявил, что у балкарского народа те же проблемы, связанные с отгонными пастбищами: «Тюркские народы — самые многочисленные в России после русских, и мы требуем, соблюдайте законы! Нет земли — нет народа! Никто не имеет права ее отнимать». А глава совета старейшин кумыкского народа Абсалитдин Мурзаев зачитал приветствие от атамана Терско-Кизлярского казачьего округа Николая Спирина, из которого следовало, что в Дагестане обделенными землей оказались не только кумыки, но также казаки и ногайцы.
В итоге делегаты срочно переименовали собрание в чрезвычайный съезд и приняли решение обратиться к Владимиру Путину с просьбой вмешаться в ситуацию. В письме говорится, что «именно земельный вопрос стал причиной целого ряда межэтнических столкновений в равнинной части Дагестана: «Это противостояния кумыкского Костека с даргинским Новым Костеком, Агачаула с Карамахи, поселка Львовское-1 с жителями Казбековского района». Раскритиковали участники съезда и кадровую политику исполняющего обязанности главы Дагестана Рамазана Абдулатипова. В первом же пункте резолюции съезда, говорится, что в Дагестане проводится «дискриминационная антикумыкская кадровая политика, о чем говорят результаты формирования нового кабинета министров республики». Авторы обращения подчеркивают, что «из-за отсутствия доверия ко всем ветвям власти» в Дагестане готовы вести диалог «только с участием представителей федерального центра». А одним из пунктов резолюции значится проведение в Пятигорске шествия к резиденции полпреда в СКФО Александра Хлопонина, «в случае отсутствия приемлемого ответа в течение 10 дней на обращение чрезвычайного съезда кумыкского народа».
Напомним, согласно негласной традиции три ключевых поста в республики распределяются между представителями трех крупнейших этносов – аварцев, даргинцев и кумыков. Рамазан Абдулатипов является аварцем, назначенный им премьер Мухтар Меджидов – даргинец а спикер дагестанского Госсовета Магомед-Султан Магомедов (ныне — Хизри Шихсаидов — ред.) является кумыком. Между тем, на встрече с Рамзаном Абулатиповым 1 февраля Владимир Путин предупредил господина Абдулатипова: «Дагестан — сложная республика, здесь живет не один десяток этносов. И жители должны чувствовать, что их представители есть во всех республиканских органах власти». Отметим, что именно сложный национальный состав республик, и, в частности, Дагестана президент называл одной из главных причин возвращения к системе назначения глав регионов.
В аппарате северокавказского полпредства уточнили, что процесс формирования нового правительства в Дагестане еще не закончен. «Рамазан Абдулатипов заявил, что будет формировать органы власти на профессиональной основе, и любой профессионал, будь он кумык или представитель любой другой народности Дагестана вполне может занять в республиканском правительстве должность, соответствующую его профессиональным навыкам». В свою очередь, министр по печати и СМИ Дагестана Умаросман Гаджиев заявил, что обвинять новую власть в том, что она что-то не исполняет, по меньшей мере, некорректно. «Мы не можем быть министрами какого-то одного этноса, мы представляем интересы всего Дагестана»,— заявил он, подчеркнув, что спорные вопросы никакими съездами не решить.
«Проблема кумыкской равнины действительно существует, я во всяком случае о ней слышу лет тридцать,— сказал генеральный директор ЗАО "Каспий-Лада" Закария Алимурзаев.— Но шествиями сложные вопросы не решаются. Наверное, организаторам съезда нужно было сначала встретиться с Рамазаном Абдулатиповым и обсудить эти вопросы с ним. А они поехали на Ставрополье, где, между прочим, существует проблема с дагестанскими животноводами. Вопросы земельных отношений в Дагестане нужно решать в своей республике».