Разум — божественное качество и дар Аллагьа

Человек от животного отличается тем, что ему дан разум для мышления, способности отличить хорошее от плохого, добро от зла и т.д. Всевышний Аллагь говорит (смысл): «О, сын Адама, если ты желаешь милости Моей, то обязуйся служить Мне, а если ты боишься наказания Моего, то не ослушайся Меня, и Я окажу почет тебе в вечной жизни».

Земная жизнь дается Творцом, как испытание, и у человека есть выбор — совершать дозволенное или запретное. Формирование человека зависит от того, какой путь он изберет, насколько он разумен в этой жизни, какими ценностями он руководствуется в этом мире. Постоянное осознание, что он раб Аллагьа и Его творение, помогает человеку быть сильным, независимым, строить свою жизнь правильно, в соответствии с законами Создателя, а значит во взаимодействии с окружающим мирозданием.

Есть поступки, наносящие вред нашему телу, душе, другим людям и живым созданиям. Всевышний запретил совершать их. Он запретил такие деяния, как придание Ему сотоварищей, ложь, сплетни, непослушание родителям, не совершение  намаза, присвоение чужого имущества. Когда мы не подчиняемся этим Его приказам, мы уже совершаем грех. А грехи, которые мы совершаем, наносят вред нашей вере и это результат отсутствия разума. "Ислам — это дорога, указываемая Всевышним и ведущая к вечному счастью", — говорил Имам Раббани. Наши грехи, умножаясь, уменьшают наше желание совершать поклонения Всевышнему, чувство страха перед наказанием Аллагьа ослабевает. Каждый грех, совершенный нами, накладывается черным пятном на нашем сердце. Когда пятен становится много, наше сердце черствеет. Тогда мы теряем чувство осознания своего истинного состояния. И это результат отсутствия разума.

Али Асхаб ( да будет доволен им Аллагь) сказал: "Считать, что, не усердствуя, можно достичь Рая, большое заблуждение". Разум дан человеку, чтобы он усердствовал, думал и принимал верное решение.

Великий поэт Расул Гамзатов писал:

Мы все  умрем, людей бессмертных нет
И это все известно и не ново.
Но мы живем, чтобы оставить след:
Дом иль тропинку, дерево иль слово.

У нас есть определенные долги и перед обществом, поэтому после себя мы обязаны оставить добрый след.

"Все, что скрыто в словах, мне подвластно,
Тайны вселенной постиг я прекрасно.
Ну, а себя хорошо ли познал я?
Стало мне ясно, что все мне не ясно
" — воспевал известный всему миру Ибн Сина.

Все дела и события, которые имели место или произойдут в будущем, известны Всевышнему, поэтому мусульмане верят, что все предопределенно Аллагьом, и даже если люди и могут изменить что-либо в жизни, все это они делают, только благодаря тому, что Аллагь дает им силы и волю для совершения как добра, так и зла.

Не забывайте, что наше земное существование быстротечно и все творения Аллагьа не вечны; люди и животные умирают, растения засыхают, горы разрушаются, реки высыхают. Да и сам земной мир в один день исчезнет, придет День Суда, и все люди будут отвечать за свои дела. Они воскреснут и предстанут перед Творцом, и все их дела будут взвешены на весах Аллагьа и после этого они получат заслуженную награду или наказание. Люди неверующие попадут в Ад и будут подвергнуты вечному наказанию. Верующие люди, чистые от грехов, попадут в Рай, а те, кто заслужил наказания за свои грехи, попадут в Рай только после очищения в Аду.

"Желаешь временных услад — теряешь время зря.
Минутной пользы не ищи, она источник зла.
Благая, истинная цель к деянию будит нас.
Поступки взвешивает Бог, когда Он судит нас.
К земным богатствам не тянись, к презренной суете,-
Твоя бессмертная душа томится в нищете
"- воспевал Абу-ль- Атахия.

Воистину наши действия и дела взвешивает и оценивает Аллагь и Он единственный судья, Который воздаст каждому по заслугам наших поступков. Всевышний Аллагь сказал (смысл):

Пришел к вам от Аллагьа свет и ясное Писание, посредством которого Аллагь ведет путями мира тех, кто следует пути Его благоволения, выводя их из мраков к свету по Своему соизволению и наставляя на прямой путь" (сура 5, аяты 15-16).

Благие дела и поступки должны стать неотъемлемой частью нашего повседневного бытия. Мудрость гласит: " Ради потустороннего мира старайтесь так, словно вы умрете завтра, а земными делами занимайтесь так, словно не умрете никогда". Люди, живущие сегодня, благодаря данной нам Аллагьом жизни не должны забывать о Хадисе, в котором говорится (смысл): "Будь у человека две россыпи золота, ему захочется третьей. Человек может насытиться только пригоршней земли".

Человек сознательно или неосознанно может совершить грех, и тогда мы должны немедленно покаяться и попросить прощения у нашего Господа. Мы должны, совершая праведные деяния, избавиться от отрицательного влияния, которое грехи оказывают на наше сердце. Сообщается, что ГIабдуллагь бин Салям сказал: "Когда пророк (гI.с.в.) приехал в Медину, я пошел, чтобы посмотреть на него и по лицу его понял, что оно не является лицом лжеца, а первым, что он сказал, было: "О, люди, распространяйте мир, угощайте людей, поддерживайте родственные связи, молитесь по ночам, когда другие люди спят, и вы войдете в Рай с миром" (Бухари).

Есть люди совершенного разума и нрава, которые строго подчиняются приказам Аллагьа, старательно выполняют все поклонения, внимательны в отношении дозволенного и запретного. Эти мусульмане совершают полезное, избегают запретное. Они осторожны в своих словах, чтобы никого не обидеть. Они очень любят Всевышнего Аллагьа, и Он отвечает им взаимностью.
Праведные рабы — это образцовые, разумные  мусульмане, с которыми наш Всевышний Господь хочет, чтобы мы были друзьями. Любовь к праведным верующим и нахождение с ними рядом положительно влияет на нас. Их души похожи на спокойное  и открытое море, на широкий простор. Дружба с праведниками укрепляет веру и возрастает чувство любви к Аллагьу, возникает отвращение к запретным вещам и улучшается наша нравственность.

Передают со слов Асмы бинт Язид, да будет доволен ею Аллагь, что однажды Посланник  Аллагьа (с.т.гI.в.) спросил: " Не сообщить ли вам о том, кто относится к лучшим из вас?" Люди стали говорить: "Конечно, о, Посланник Аллагьа (гI.с.в.)". Тогда он сказал: "Это такие люди, один вид лишь которых заставляет вспомнить о Всемогущем и Великом Аллагье". Затем он спросил: "А, не сообщить ли вам, кто относится к наихудшим из вас? Это люди, которые распространяют сплетни, сеют раздоры между теми, кто любит друг друга, и притесняют невиновных" (Ахмад). Притеснители невиновных и благородных не будут счастливы ни в этом мире, ни в Ахирате.

Разум — это главенствующее и определяющее человека понятие, которое определяет суть его жизненного кредо и его предназначение.

Самым мудрым из мужей считай того, кто не забывает о Боге и понимает, что смерть его близка. И не помнит то добро, что он сделал людям, и то зло, что они причинили ему.

Вот что писал в похвалу разума известный в странах арабского востока, великий Джами:

Пришла пора, чтоб Истинный мудрец
О разуме поведал, наконец.
Яви нам слово, восхваляя разум,
И поучай людей своим рассказом.
Из всех даров, что разума ценней?
Хвала ему — всех добрых дел сильней.
Венец, краса всего живого — разум,
Признай, что бытия основа — разум.
Он — твой вожатый, он в людских сердцах,
Он с нами на земле и в небесах.

Пророк (гI.с.в.) сказал: "Обращение к Аллагьу с мольбой помогает против той беды, которая уже постигла человека, так и против той беды, что еще не постигла его, а потому , о рабы Аллагьа, вам следует обращаться с мольбами" (Тирмизи; аль- Хаким; Ахмад).

Мы молим Аллагьа, чтобы Он направил наш разум по пути истины и благонравия и дал сил, чтобы противостоять лжи и наущениям шайтана. Амин.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *