Миграция с гор на равнину Дагестана, возникновение там переселенческих населенных пунктов, увеличение плотности населения – совокупность этих причин создает почву разного рода земельным противоречиям, о которых в своей монографии «Элементы Кавказа» пишет известный кавказовед Константин Казенин. Научный труд стал результатом полевых исследований 2011-2012 годов.
Многие населенные пункты на равнине Дагестана, куда переезжают жители горных районов, не обозначены на карте. У них нет статуса муниципального образования и, соответственно, своих уставов. Уникальность ситуации в том, что эти поселения формально подчиняются администрациям горных районов. Управление поселением, которое расположено на территории другого района на расстоянии в сотни километров, создает и определенные социально-бытовые сложности.
До 90-х годов прошлого века было плановое переселение с гор в приморские и равнинные районы. С начала 90-х процесс миграции стал неконтролируемым. Вторая проблема, поднятая в монографии, – двойное переселение жителей ряда горных сел. Сначала, в 1944 году, для проведения весенне-полевых работ на опустевших землях депортированных в Казахстан чеченцев. Затем, когда чеченцы вернулись из Казахстана, дагестанские горцы были второй раз вынуждены переселиться из Чечни в равнинный Дагестан, а некоторые обратно в горные села.
В советское время у колхозов и совхозов горных районов были своего рода филиалы (кутаны) на равнине, представляющие собой животноводческие пункты с пастбищными землями и хозяйственными объектами. Туда зимой перемещались отары овец и крупного рогатого скота. А летом скот снова перемещался в горы. Эта существующая только в Дагестане форма хозяйствования, получившая название отгонного животноводства, была нарушена в «девяностых» и в «нулевых». Во многих хозяйствах скот не возвращают летом в горы, что увеличивает нагрузку на равнинные земли, возникает серьёзная экологическая проблема. Круглогодичный выпас скота нарушает корневую систему трав. На севере Дагестана наблюдаются процессы опустынивания.
Но основной акцент в очерках «Элементы Кавказа» сделан на социальных проблемах в результате бесконтрольного переселения населения с гор на равнину. Жители горных районов компактно расселяются в подведомственных этим муниципалитетам кутанах на равнине. На месте многих кутанов возникли целые населенные пункты – анклавы горных районов. Возникает вопрос, насколько эффективно такое дистанционное управление администрациями горных районов кутанными поселениями на равнине. В книге приведены примеры, как для получения элементарных справок жители этих поселений вынуждены ехать в горы, совершать путешествие 200-500 километров. Есть примеры, с какими проблемами сталкиваются люди при строительстве домов и их узаконивании.
Неконтролируемая миграция как фактор роста земельных противоречий
Миграция с гор на равнину – в советское время плановая, а с начала 90-х стихийная – повышает плотность населения на дагестанской равнине. Это создает несколько разновидностей земельных споров и конфликтов, ставших массовым явлением.
Противоречия носят социальный, межпоселенческий и межэтнический характер. Сторонами социальных противоречий являются рядовые колхозники и местные элиты. Причина конфликтов – незаконное распределение земельных паев бывших колхозов и совхозов. Противоречия обостряются в условиях дефицита земель для строительства домов и ведения подворного хозяйства.
В очерках говорится о рисках перехода локальных земельных споров в межэтнические конфликты. И это вторая разновидность противоречий между местными – кумыками, русскими и ногайцами с одной стороны, и переселенцами – аварцами, лакцами, даргинцами и лезгинами с другой стороны. Проведен анализ конфликтов на севере Дагестана, в ряде сел Бабаюртовского, Хасавюртовского, Кизлярского районов. Эти конфликты могут стать причиной этнической мобилизации для силового разрешения вопроса.
Кроме того, существует земельный спор между этносом и республиканскими структурами власти. В частности, представители ногайцев считают, что Народное собрание республики незаконно передало часть земель МО «Ногайский район» в собственность республики.
Но не все примеры, приведенные автором, говорят о конфликтах и межнациональных противоречиях. В некоторых поселениях представители разных народов находят компромиссный способ распределения земельных участков.
Проблемы в квадрате
В сборнике говорится о насильственном переселении жителей Цумадинского, Цунтинского, Ахвахского, Гумбетовского районов. Жителей этих районов депортировали в Чечню. Чтобы не возвращались на родину, сжигали дома. В 1957 году, когда чеченцы вернулись из Казахстана, нужно было вернуть им земли и дагестанцы были вынуждены переселиться в равнинный Дагестан. О том, что двойное переселение таит в себе двойные риски, говорят конкретные примеры, приведенные в книге «Элементы Кавказа».
В частности, в апреле в 1944 года жителей трех поселков Тарки, Кяхулай и Альбуркент, расположенных в пригороде Махачкалы, насильственно переселили на земли депортированных чеченцев в Новолакском районе (бывший Ауховский район), что на северо-западе Дагестана на границе с Чечней. Когда жители трех указанных поселков в 50-60-х годах прошлого века вернулись, их сельскохозяйственные земли оказались занятыми в результате расширения города Махачкалы и передачи части земель хозяйствам Гунибского района. Напомним, в тот же Новолакский район были насильственно переселены и жители горного Лакского района. Но, в отличие от кумыков, лакцы в 60-х годах остались там жить. Однако в 90-х годах, когда вступил в силу закон «О реабилитации репрессированных народов», земли нужно было уступить чеченцам. Чтобы снять напряжённую ситуацию, в 90-х годах лакцев из Новолакского района начали переселять на оставшиеся свободными земли к северу от Махачкалы в Кумторкалинском районе.
Таркинские кумыки эту местность называют «Караман», считают своей исконной территорией и требуют вернуть им расположенные там земли. Этот давний, казалось, забытый земельный спор, который поднят в монографии, вновь дал о себе знать в апреле 2012 года. В местности «Караман» в северном пригороде Махачкалы, где образовались новые села переселенцев из Новолака, представители кумыкской общественности, разбив палаточный лагерь, провели бессрочную акцию с требованием передать оставшиеся свободными земли, в том числе на берегу моря, жителям поселков Тарки, Кяхулай и Альбуркент. На указанной территории, где лакцы требовали создать свой национальный муниципальный район, кумыки начали требовать восстановления Таркинского района.
Причины и мотивы переселения и миграции
Причины и мотивы планового переселения, процессы неконтролируемой миграции мало изучены дагестанскими учеными. Поэтому монография является хорошим практическим пособием для студентов, будущих политологов, социологов. В частности, по поводу планового переселения сложились два противоположных мнения. Одни считают, что партийные лидеры при переселении преследовали узкоэтнические или групповые цели. Согласно другой точке зрения, плановое переселение было продиктовано необходимостью развития территорий, строительства городов, каналов, оросительных систем, дорог, посадки виноградных плантаций. Это было своеобразной целиной для Дагестана.
Важно отметить, что монография «Элементы Кавказа» не дает повода для претензий одних этносов к другим. Этим часто грешат местные авторы, снискавшие себе славу героев информационных войн. Книга, напротив, является страховкой от однобокого толкования этих злободневных проблем. Кроме того, научный труд позволяет молодым исследователям провести сравнительный анализ социально-политического климата западного и восточного Кавказа.
Проблемы искусственного и естественного слияния народов
Некоторые проблемы схожи, есть и отличия. Говорится о причинах создания Ногайского района в КЧР, о ситуации в районах, где совместно проживают разные народы. В отличие от Дагестана, в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии Константин Казенин отражает войны историков, которые спорят по поводу того, какой народ коренной, какой пришлый, у кого была государственность, кто кому платил дань, какие земли кому принадлежали.
Дагестан, на мой взгляд, отличается тем, что здесь нет такой острой информационной войны между представителями разных этнических групп, нет и территориальных претензий отдельных этносов друг к другу. Если не считать беспочвенных выпадов отдельных деятелей. Возможно, потому что КЧР и КБР путем соединения тюркских и горских народов были образованы искусственно. А Дагестан за исключением Ногайской степи и земель терских казаков, существовал как целостное федеративное и конфедеративное образование до присоединения к России. Дагестан был целостностью, образованной из союза шамхальств, ханств, вольных обществ. И эти феодальные образования не были мононациональными. Политический союз ханств был также скреплен родственными узами правящих династий.
Источник: http://kavpolit.com/nauchnyj-podxod-v-razresheniya-zemelnyx-protivorechij-v-dagestane/