Президент России Владимир Путин недавно обратил внимание на распространенную региональную болезнь – создавать дорогостоящие экономические проекты, готовить документацию и просить под них миллиарды рублей. Хотя есть реальные возможности возрождать экономику на базе уже существующих мощностей. Это относится и к дагестанской экономике, особенно в области туризма.
Вспомним хотя бы, какое количество отдыхающих приезжало со всех концов СССР на дагестанские туристические базы и в санатории в семидесятыевосьмидесятые годы прошлого столетия. Санаторий «Каякент» тогда специализировался на лечении заболеваний органов движения, нервной системы, гинекологических и кожных заболеваний. На территории курорта находилось термальное озеро Диспус, где содержатся запасы торфяной лечебной грязи с температурой 3542°С.
Санаторий «Каякент» принимал одновременно 670 человек в месяц летом и 220 – зимой. В середине 90х два больших корпуса практически пустовали, в термальном озере сами по себе барахтались больные, медицинского контроля уже не было, да и самих курортников насчитывалось не больше сорока человек, причем все были из Дагестана. Спектр услуг не отличался ни разнообразием, ни качеством. А сам источник, помещенный в красивом павильоне с оригинальными дагестанскими орнаментами, запечатленными в панно на стенах, представлял собой жалкое неэстетичное зрелище.
В девяностые годы прошлого века даже самый перспективный санаторий, расположенный на берегу моря «Каспий», перестал пользоваться успехом у отдыхающих. А тем не менее это бальнеологический курорт с прекрасной природной водой. Основным лечебным фактором здесь являются минеральные хлориднонатриевые с содержанием йода и брома растворы. Санаторий «Каспий» одновременно принимал 620 человек летом и 360 – зимой…
В прошлом столетии пользовался успехом и санаторий «Талги», расположенный недалеко от Махачкалы в красивой горной местности. Основным лечебным фактором на курорте являются местные сульфидные высококонцентрированные воды. Талгинская минеральная вода имеет оптимальную для человеческого организма температуру – 3738°С. «Талги» принимал до 286 курортников летом и 186 зимой.
С распадом Советского Союза дагестанские курорты начали терять курортников и ветшать. А большинство работающих там пытались сохранить имущество и реанимировать известные в СССР курорты. Но вместо того, чтобы их поддерживать, правительство республики обратилось к грандиозным проектам развития куротной зоны, проектам дорогостоящим и малореальным. Одна только «Немецкая деревня» чего стоит! На пустынном берегу Каспия, около Манаса, можно сказать в чистом поле, было решено построить сверхсовременный туристический рай. А ведь здесь не было даже намека на близость каких бы то ни было водопроводных, транспортных, энергетических коммуникаций.
Как рассказывали побывавшие там журналисты, их высадили в чистом поле, а потом заложили памятный камень, символизирующий начало великой стройки. На этом история о строительстве «Немецкой деревни» и закончилась, как и сама деревня, хотя за проект деревни уже были выложены большие деньги.
Другой значимый большой проект – «Лазурный берег»… Идея превосходная, вот только богатые инвесторы не спешат вкладывать деньги в освоение прибрежной территории Дагестана. Правда, реальная польза от этого проекта уже есть. Это новохушетские очистные сооружения. Благодаря им жители Редукторного поселка и Нового Хушета получили чистую воду в достаточном количестве.
Что же касается старых дагестанских курортов, то одним из первых начал возрождение санаторий «Талги». Начиная с 2012 года санаторий начал работать. По словам директора санатория, а по совместительству главврача МагомедРасула Тахсурманова, «сероводород из всех лечебных процедур является самой главной. Но эту воду нельзя нигде добыть, она только у нас».
Старшая медсестра Зайнаб Алиева познакомила нас с современными приборами, которые для Дагестана, да и не только, являются уникальными. Люди из других регионов боятся приезжать, но, оказалось, не все. В уютной столовой санатория начинался обед и, как всегда это бывает, нашлись опаздывающие. Среди них миловидная женщина и высокий мужчина – муж и жена Хрусталевы приехали в Дагестан из Петербурга.
– А как же вы к нам приехали, ведь у нас стреляют? Что же вы телевизор не смотрите?
– Ну и что, – сказала Лидия Петровна, – я десять лет отдыхала в Дагестане, в том числе в Талгах.