Болезненным воспоминанием для всех верующих является и то, что усилиями коммунистов положение религии в советском обществе было сведено практически к минимуму. Но мусульман успокаивали алимы, говоря, что приход такого времени, когда религия в обществе уменьшится настолько, что ее можно будет продеть в игольное ушко, предначертано Аллагьом, также как за ней грядет время, когда она будет расти и становиться такой толстой, как шея быка, запрягаемого весной для пахоты. Все равно очень тяжело было настоящим мусульманам переживать время, когда мечети превращались в клубы, винные склады, демонстративные места грехопадения. Но они осознавали, что это тоже испытание Аллагьа и направляли все свои усилия на сохранение имана в семье, и не теряли надежду на Аллагьа, что придет время, когда Ислам будет свободно распространяться и укрепляться в обществе. Хвала Аллагьу, я тоже дожил до этого времени, воочию увидел силу Ислама. Если раньше весь столичный джамаат размещался в небольшой Джума-мечети на ул. Малыгина, то теперь в Махачкале подобных мечетей около 30, а в центре города с помощью турок построили и теперь реконструировали такую огромную мечеть, равной которой нет во всей Европе. Особенно я радовался, когда три года назад Джума мечеть построили недалеко от моего дома, в районе магазина "Космос". Ведь до этого мне, полностью ослепшему человеку, каждую неделю в сопровождении жены Зухры приходилось добираться до Центральной мечети.
Теперь мы вместе с ней ходим в соседнюю мечеть. А в Рамазан мы вместе с джамаатом не упускаем ни один Таравих-намаз. Это большая милость Аллагьа для нас, старых, немощных людей и надо выразить большую благодарность богатым, состоятельным людям, которые помогают строить такие мечети, создавая мусульманам все необходимые условия для служения Аллагьу.
— Существует мнение, что число мечетей с каждым днем увеличивается, растет количество исламских учебных заведений, а люди становятся только хуже, преступность растет. Даже предположение какой-либо связи между этими противоположными параллелями глубоко обидно для каждого настоящего мусульманина, вместе с тем в реальности это не совсем понятное явление имеет место. Что, по-вашему, служит основной причиной для подобной действительности?
— Отсутствие порядка и еще раз отсутствие строгого порядка. Наши предки говорили, что в селе, где нет порядка, чаще кричат о всевозможных нарушениях. Порядок должен начинаться с семьи, где хозяин должен строго следить за соблюдением установленных норм всеми его членами. Но об этом говорить всегда проще, чем на деле решать эту сложную задачу. В настоящее время мы с женой воспитываем троих детей. Все эти девочки являются моими родными внучками, которые остались от нашей умершей дочки, но даже такая родственная близость не облегчает нам их воспитание. Потому, что мораль и нравственность, которую мы стараемся им привить, радикально разнится с тем, что они видят и слышат, выходя за порог нашей квартиры. И самое обидное то, что для детей уличное мнение гораздо авторитетнее родительского. Сейчас школа и улица навязывает подрастающему поколению культ денег. Каждую неделю одна из девочек требует денег, выполняя поручение учительницы; на уборщицу, охрану, ремонт, праздник, подарок учителям и т. д. Гегемония денег только возрастает после окончания школы; для поступления в институт, сдачи очередного экзамена, защиты диплома, а потом и для трудоустройства. Какая мораль, нравственность может быть у служащего в любой сфере человека, если он вырос, выучился, поступил на работу, опираясь только на денежные ценности. В начале 90-х годов, когда еще не утратил зрение, мне посчастливилось совершить хадж. Там я познакомился с жителем Сирии Мухамаднуром, который не только сохранил свои далекие дагестанские, аварские корни, но и укреплял их в меру возможности для своих детей (несколько лет назад он умер, да будет Аллагь милостив к нему). В дальнейшем мы с ним стали хорошими кунаками. В одном из откровенных разговоров я посетовал:
— Мухамаднур, когда интересно и в Дагестане люди будут относиться друг к другу с уважением, теплотой, проявляя терпимость, как в Аравии?
— К этому надо приучать с детства. Я уверен, что с распространением Ислама, укреплением веры, богобоязненности в сердцах людей положение радикально изменится. Но это не происходит в одночасье, надо терпеливо ждать и меняться самим в лучшую сторону.
В настоящее время люди испытывают многие трудности, связанные с несовершенством экономических и социальных отношений в обществе. Трудно говорить о морали, когда родители крутятся как белки, чтобы только прокормить и одеть детей, да и это, согласитесь, удается далеко не всем. Я благодарен Аллагьу, что получаю хорошую пенсию и могу содержать свою семью. Но уверен, что государство, в первую очередь обязано заботиться о своих бедных, нуждающихся гражданах, если хочет решить многие проблемы, подрывающие его основы и тормозящие его развитие. Я имею в виду преступность во всех ее формах, коррупцию, проституцию, наркоманию, пьянство и т. д.
— Одной из главных проблем, волнующих сегодня общество и государственные органы, стало обретающее все более угрожающие формы явление экстремизма и терроризма. А когда экстремизм использует чистые принципы Ислама для прикрытия своих грязных целей, то он становится вдвойне опасен, так как дискредитирует мусульман и их религию и настраивает против них инаковерующих. Такая идеология была разработана еще в 18-м веке арабом Мухамадом ибн Абдулвахабом, но его последователи и сейчас пытаются распространять свои идеи в мусульманских республиках, в том числе и Дагестане. Что вы думаете о них?
— Дагестан всегда славился своими имамами, шейхами и алимами, даже в арабских странах мнение наших ученых было всегда очень авторитетно. Исламские знания и традиции, которые они оставили, позволили нам сохранить веру и религию и быть сегодня самым авторитетным мусульманским регионом в России. И я не желаю ни одному дагестанцу, купившись на сомнительные, бредовые идеи ваххабитов, изменить исламскому пути, завещанному нам нашими предками. Поверьте, они были далеко не глупее новоиспеченных знатоков Ислама и гораздо ближе к Аллагьу, чем новое поколение, оторванное от своих религиозных корней, благодаря коммунистическому периоду. Как мне кажется весь этот разгул страстей, результат того же беспорядка, который царит в нашем обществе. Раньше не то что об экстремистах, ваххабитах, но даже об убийстве услышать можно было чрезвычайно редко. Государство установило строгий порядок во всем и все знали, что за любое нарушение закона обязательно последует наказание. В этом мне самому пришлось убедиться по молодости. В парке Ленинского комсомола проводились танцевальные вечера и вот, я пошел туда, изрядно напившись. В этом состоянии от моего приглашения на танец отказалась одна русская учительница. Оскорбившись на ее слова, я ударил ее по лицу, боясь показаться униженным в глазах моих товарищей. Эта подлая выходка закончилась массовой дракой, так как вмешались ее и мои друзья. Как говорится, чем дальше, тем хуже, ослепленный вином и лишенный разума, я старался больше всех и даже сорвал погон с пытавшегося нас разнять милиционера. За этот поступок я был осужден и лишен свободы на 4 года. Это случилось в 1951 году. После того, как я провел в местах изоляции 1,5 года, умер Сталин и благодаря Аллагьу меня амнистировали, а потом сняли и судимость. Но это злополучное происшествие, случившееся из-за безрассудного пьянства и гордыни, навсегда осталось в моей памяти. А о наказании и годах тюрьмы я нисколько не жалею, потому что благодаря им я стал мыслить иначе и по новому взглянул на людей. Я даже сочинил такое четверостишие (перевод — от ред.):
Это место, друзья, не самое плохое
Побывать в нем желательно всем
Чтобы испытать свое сердце такое
В жизненном университете этом.
Вместе с тем, я считаю, что разумному человеку не обязательно разбивать голову, чтобы осознать, как это больно, достаточно увидеть или услышать об ошибке другого, чтобы его не повторять.
— Раньше совершение любого преступления, не говоря уже об убийстве, было большим позором не только для самого преступника, но и его родственников. Теперь человек, отсидевший в тюрьме, ходит с гордо поднятой головой, как будто совершил геройство. Что это смена общепринятых человеческих ценностей или всеобщее падение нравов?
— Сейчас под видом свободы царит, по-моему, вседозволенность. Все проблемы и даже рост криминальной напряженности, участившиеся убийства хотят свалить на предыдущее поколение. А современное поколение в полной мере использует полученную свободу для того, чтобы говорить и делать что угодно.
Ох, свобода, свобода
Удивительная свобода
Получили господа
Используйте до конца
Это куплет из стихов, которые я посвятил происходящим сейчас переменам.
— Часто можно слышать из уст некоторых журналистов, да и отдельных государственных и общественных деятелей термин "исламский экстремизм". По вашему мнению, может ли он иметь место на самом деле?
— Я считаю, так думать может только больной, обделенный умом человек. Настоящие мусульмане, поклоняющиеся Аллагьу, так считать никак не могут, такое мнение могут излагать только лицемеры, пытающиеся угодить врагам ислама. Истинно верующий мусульманин, руководствующийся в своих делах принципами Ислама, желает другому то, что желает себе и даже к людям иной веры относится доброжелательно. Я осуждаю и тех, кто даже косвенно может увязать рост мечетей с ростом преступности. Так может рассуждать только недалекий или глупый человек, или человек, открыто выступающий против ислама. Мнение таких людей нельзя учитывать и прислушиваться к ним нельзя. Все нормальные люди радуются, что растет число мечетей, медресе, ведь в нашем суетном, безнравственном мире они являются чуть ли не единственными источниками света и духовности. Недаром сейчас наша молодежь тянется к Исламу, ими переполняются мечети, особенно это заметно в пятничный день, потому что общество нуждается в духовности, как в воздухе. Я многократно благодарю наше Духовное управление, имамов мечетей, алимов за постоянное духовно-нравственное воспитание и просвещение дагестанцев. Пользуясь случаем, еще раз благодарю тебя и твоих коллег за радиопередачу "Голос Ислама", которая не только для меня, слепого человека, но и тысяч наших дагестанцев в селах и городах служит настоящим учителем и другом, я с нетерпением каждую пятницу ожидаю ее в эфире. Единственное о чем я иногда сожалею, что как раньше радиоприемников нет в каждом доме.
— Сегодня артисты, особенно, так называемые звезды на сцене часто используют в своих песнопениях имена Аллагьа, Пророка (с.гI.в.), великих имамов. Что это крик души или дань модным веяниям?
— Хотелось бы конечно, чтобы каждый творческий работник и на сцене, и в жизни всегда помнил о своей мусульманской принадлежности, но реальность говорит об обратном. Мне лично стыдно за наших исполнителей, которые даже родной язык коверкают до такой степени, что слушатель долго не может понять, на каком языке артист поет. А видя форму, в котором они выходят на сцену, хочется вообще ослепнуть, я уже не говорю о непристойных телодвижениях. В общем, мне кажется, некоторые современные артисты забыли о своих корнях, душевных, проникающих в самую глубину сердца, песнях, которыми славились певцы в прежние времена. Они скорее не звезды, а ночные светлячки, порождение нашего темного, но свободного времени.
P.S. Прошло лишь несколько месяцев, я вновь пришел в знакомую квартиру. Выражая искренние слова соболезнования родственникам покойного, я вновь всем сердцем ощутил тепло Махмуда-хаджи. Вспомнил, как после окончания нашего разговора, пожелал ему прощения Аллагьом всех его грехов за долгую 80-летнюю жизнь и возвышения в ранг настоящих праведников за все добро и радость, которую он принес людям. Надеюсь, читатели присоединятся к моему пожеланию и Аллагь будет милостив к Махмуд-хаджи.