Когда мы говорим о пользе, имеем в виду все виды физических и моральных, духовных и материальных, общественных и личных, экономических и политических, т.е. все стороны, ибо хадж включает в себе все земные и загробные блага.
Всевышний Аллаh говорит в Коране (смысл):
"Возвести людям, о Пророк, что Аллаh повелел тем, кто может направляться в этот дом, чтобы они отозвались на этот призыв (совершить хадж) и прибывали к дому Аллаhа пешком или на верблюдах отощавших от далекого пути. Чтобы они получали религиозную пользу от совершения хаджа, а также пользу от знакомства и общения со своими братьями-мусульманами, советуясь с ними о том, что для них полезно и добро в религии и в этой жизни, и чтобы они в день жертвоприношения и три дня после него напоминали имя Аллаhа над жертвенным скотом: верблюдами, коровами, овцами — которые он даровал им. Так ешьте из них что хотите и кормите нуждающихся бедняков". (сура Аль-хадж 27-28).
Ислам — религия общества, и имеет свои принципы общественного строя. И для осуществления этих целей Ислам обязал некоторые обряды и поклонения, связанные с обществом. Одним из этих обрядов является коллективная молитва, выполняемая пять раз в день, где мусульмане одной улицы или одного квартала собираются в одном месте и молятся за одним имамом, и встречаются пять раз в день. Затем на уровне района или города один раз в каждую неделю мусульмане собираются на пятничную молитву. И это своего рода местный еженедельный съезд мусульман этого города или района, где проявляется основной принцип Ислама для объединения мусульман и для установления равенства и солидарности между мусульманами. И дальше на международном уровне мусульмане всех стран собираются в хадже и это как бы ежегодный общий съезд всех мусульман со всего мира, где встречаются мусульмане со всех уголков земли, независимо от расового и национального происхождения, богатые и бедные, образованные и невежды, люди разных уровней.
Они молятся за одним имамом на одной земле и совершают один обряд на одном языке и все возвышают Одного Единственного Всевышнего Аллаhа. В этом и заключается великая мудрость и замысел нашей религии. И нет ничего подобного на земле, где бы собиралось такое количество людей. И это обряд хаджа существует уже 14 веков без каких-либо изменений. Много событий произошло за это время в исламском мире, однако мусульмане продолжают по велению Всевышнего Аллаhа совершать паломничество на святую землю.
Исламский мир расширил свои границы от океана до океана, и нет здесь мусульманина, который бы не стремился совершить обряд хаджа, выполнив тем самым одно из предписаний исламской веры. Некоторые из них шли на святую землю пешком долгие месяцы и годы, прославляя силу Всевышнего, дающего радость паломнику, несмотря на все тяготы пути. Век от века мы можем наблюдать одну и ту же картину, где миллионы паломников шествуют отовсюду, с востока и запада, из дальних и ближних стран, и начиная свой путь, они все произносят, отвечая на призыв Аллаhа — "Лаббайка".
Здесь мусульмане знакомятся друг с другом, узнают новое о положении мусульман, и заботятся друг о друге, следуя этим за словом Аллаhа, который говорит в Коране (смысл):
"О люди Мы сотворили вас от пар мужчин и женщин. И создали семейными родами и разными пародами чтобы вы смогли знать друг друга, и познакомиться с друг с другом".
И за словом Пророка (с.т.гI.в.), который говорит: "Не из нас тот кто не заботится о делах мусульман, и не переживает о них".
Здесь оживляется истинное исламское братство, которое упоминается в Коране в слове Аллаhа:
"Поистине, все верующие — братья".
Здесь мусульмане прилагают все материальные и духовные усилия, желая получить этим вознаграждение Аллаhа. Здесь проявляется равенство между мусульманами, и нет превосходства между ними, кроме богобоязненности, как об этом гласит слово Аллаhа:
"Поистине, самый достойный из вас богобоязненный".
Здесь мусульмане находят воспоминания об их предках и об их положениях начиная с Адама до нашего Пророка (с.т.гI.в.). Одним словом, хадж имеет великие воспоминания о прошлом. Здесь нуждающиеся и бедные находят свою долю средств существования, а богатые и состоятельные имеют шанс дать подаяние и тем самым искупить грехи и получить вознаграждение. Ко всему этому, мусульманин имеет возможность увеличить награду за праведные дела, связанные с местом и временем. Поскольку посещает самые святые места на земле в самый святой период времени, эти десять первых дней месяца Зульх1иджа, о которых Пророк (с.т.гI.в.) говорит в х1адисе, который передает Аль Бухари со слов Г1абдулагьа ибну Альг1аббаса:
"В какие бы дни не совершались праведные дела, больше всего Аллаh любит совершение их в эти дни (имея в виду первые десять дней месяца Зульх1иджа)."
Сподвижники спросили: "И даже джихад на пути Аллаhа?", на что Пророк (с.т.гI.в.) ответил: "И даже джихад на пути Аллаhа, если только речь идет о человеке, который рисковал ради Аллаhа и собой и своим имуществом, и не принес назад ни того и ни другого".
И особенно в день Арафат, о котором Пророк (с.т.гI.в.) говорит в х1адисе, передаваемом Муслимом со слов Айши (р. гI.):
"Нет другого такого дня, когда Аллаh освобождал бы от огня больше Своих рабов, чем в день Арафата".