В начале сентября по приглашению правительства Дагестана и при содействии Национального антитеррористического комитета республику посетила группа российских журналистов и блогеров. Делегация побывала в Махачкале, Каспийске, Дербенте, Кизляре, ряде высокогорных селений, где встретилась с представителями власти, общественных организаций и местными жителями. В составе гостей был и специальный корреспондент информационного агентства «ИнфоРос» Султан Жанайдаров.
Поездка проходила в непростой обстановке. Буквально накануне нашего приезда был убит видный духовный лидер Дагестана шейх Саид Афанди Чиркейский. Он был представителем традиционного мусульманства суфийского толка, усилия которого направлены на противодействие заразе ваххабизма.
Мы выезжали из аэропорта Махачкалы, и воображение, надо признаться, легко рисовало "опасные картинки", с которыми, благодаря средствам массовой информации, прочно ассоциируется образ Дагестана. Казалось, вот-вот на пути нашего микроавтобуса разорвется фугас.
Но реальность была другой. Столица Дагестана встретила нас фешенебельными зданиями — жилыми домами и офисными центрами. Я много езжу по российским регионам, но такого активного строительства нигде не встречал. Ежегодно здесь возводится 1,2 млн. квадратных метров жилья – больше, чем во всех северокавказских республиках, вместе взятых.
Средняя зарплата по республике составляет около 15 тысяч рублей, однако каждый второй может похвастаться добротным домом, фруктовым садом и пусть подержанной, но иномаркой. В результате в последнее время махачкалинские пробки ничуть не уступают московским.
На пресс-конференции один из журналистов, пораженный столь "активным решением жилищного вопроса", так вот в лоб и спросил президента Дагестана Магомедсалама Магомедова: "Откуда у людей деньги на дома и машины?" Глава республики (к слову, ученый-экономист и социолог), на пальцах стал объяснять простую арифметику: "Например, жители высокогорного села продали 3 тонны абрикосов, пускай, по 50 рублей за килограмм. На вырученную сумму вполне можно построить дом".inforos.ru
Один местный житель объяснил такой "строительный бум" еще и кавказским менталитетом. "Вы в Москве на что большую часть зарплаты тратите?" И, не дав мне ответить, смутил наповал: "Правильно, на Анталью, Прагу и Барселону! И на новые гаджеты! А мы все заработанное несем в свою норку, поэтому и дома у нас строятся похлеще вашего".
Грандиозное строительство здесь характерно не только для городов. В высокогорном селении Кикуни Гергебильского района, куда нас привезли в День Знаний, 1 сентября, открылась современная школа на 600 ученических мест. Здесь есть пищеблок, актовый зал, компьютерный класс, интерактивные доски, лабораторное оборудование. При входе на территорию школы я обнаружил любопытную деталь: у ворот установлен краник, чтобы "человек смог помыть обувь, не испачкав священное место знаний". Такое "храмовое отношение" к школе — впечатляет.
До конца года в Кикуни построят и дворец спорта. Всего за последние годы в Гергебильском районе было сооружено 11 спортивных сооружений, 4 школы, 5 учреждений здравоохранения. В ближайшее время планируется обновление трех корпусов центральной районной больницы.
Дагестан – уникальный регион, вобравший в себя все природно-климатические зоны. Уже через полтора часа, спустившись с гор, мы оказались на морском побережье. В радиусе 100 км раскинулась Прикаспийская низменность, а дальше — предгорная равнина, плоскогорье, вершины и ледники.
Дагестан не только дивен в своих природных чертах, наполнен жизнью, но и очень выгодно расположен с точки зрения интересов бизнеса: в радиусе 2000 км 7 городов-миллионников, российских и зарубежных, в их числе – Волгоград, Самара, Ростов-на-Дону, Баку и даже крупнейший мегаполис Тегеран.
Выгоднейшее экономико-географическое положение способствует притоку инвестиций. Сейчас в республике реализуются 25 инвестиционных проектов на общую сумму почти $10 млрд.
На территории поселка Тюбе Кумторкалинского района, в 16 км от Махачкалы, наша группа посетила площадку строительства Каспийского завода листового стекла. Первую линию собираются закончить в третьем квартале 2013 года. Здесь планируется производить 600 тонн листового стекла в сутки с применением самых современных технологий стекольной индустрии. Предприятие будет выпускать как тонированные в массе, так и рефлективные виды стекол. Ни один сотрудник не покинул проект, и это – главный показатель его перспективности. За два года работы не произошло никаких неприятных инцидентов, не случайно здесь не испугались работать иностранцы.
Несколько слов хотелось бы сказать о проекте "Лазурный берег" в Махачкале. Его реализация позволит решить ряд социально-экономических проблем республики. В рамках проекта планируется создать 36 тысяч рабочих мест. Климатические условия и географическое положение города делают его привлекательным для отдыха и восстановления здоровья. На "Лазурном берегу" планируется строительство многочисленных гостиничных и офисно-деловых зданий. Здесь возведут культурно-этнографический комплекс, позволяющий дополнить современный городской пейзаж национальным дагестанским колоритом, многофункциональный центр "Лезгинка", цирк, театр юного зрителя, детские развлекательные комплексы и аквапарки. В городе-спутнике предполагается поселить до 80 тысяч человек. Со временем "Лазурный берег" станет современным курортом мирового уровня.
Глядя на кипучее строительство, активно реализуемые инвестиционные проекты, убеждаешься в несостоятельности, несправедливости лозунга "Хватит кормить Кавказ!", которым пытаются смутить российское общество некоторые политические силы. Между прочим, так называемый бюджетный коэффициент (отношение бюджетных расходов на душу населения) в Дагестане составляет 0,57%, в то время как в Москве – 3,3%. Говоря простым языком, на одного москвича бюджетных денег идет почти в 6 раз больше, чем на жителя Дагестана. Сравнение, возможно, не совсем корректно, ибо все столицы мира "съедают больше", чем территории за их стенами, но всё же это дает пищу для размышления: не такие уж "нахлебники" эти кавказцы, врожденно трудолюбивые и предприимчивые, умеющие работать и жить рационально.
В поездке по Дагестану приятно удивляешься обилию вывесок и надписей на русском языке. Основной язык общения – русский. Да и как иначе, если в республике проживают около 30 коренных народностей и национальностей. И аварец может понять даргинца или лезгина только с помощью языка Толстого и Достоевского. Как мудро заметил великий Расул Гамзатов, "я был бы поэтом одного ущелья, если бы меня не перевели на русский язык".
В непростые 20-30-е годы ХХ века республика приютила многих русских людей, бежавших из европейской части СССР от голода, репрессий, коллективизации. В результате возникла своя особая русскоязычная среда, своя культура общения и уважительного отношения к традициям других народов и конфессий. Особым достижением дагестанского общества является атмосфера взаимотерпимости, толерантности к представителям другой веры. Здесь мирно уживаются традиционные религии – ислам, христианство, иудаизм, которые вносят огромный вклад в достижение общественного согласия. В Кизляре наблюдал удивительную картину: девушка в хиджабе шла под ручкой с подругой в мини-юбке.
Один из центральных проспектов Махачкалы носит имя Петра Первого, во время Персидского похода посетившего эти места. На проспекте установлен Мемориальный комплекс русского народа. Русские учителя, врачи, инженеры, ученые несли знания в самые отдаленные аулы, села и города республики. И этот памятник символизирует благодарность дагестанцев русским за их труд, подвиг, самопожертвование. Ни в одном российском регионе нет подобного монумента.
В 1990-е годы наблюдался значительный отток русских жителей. Но, в отличие от соседней Чечни, где фактически осуществляли геноцид славянского населения, в Дагестане эмиграция происходила по экономическим причинам, так как встало все производство, оборонная промышленность, где в основном были заняты русские. Сегодня заметен устойчивый рост числа русских, возвращающихся в Махачкалу. Они чувствуют ничем не восполнимую ностальгию по утраченным связям, хотят вернуться в этот особый психологический и моральный климат.
Увиденная во время поездки картина сильно отличалась от той, что создалась в моем сознании извне, благодаря телевидению или недобросовестным перьям братьев-журналистов. На встрече с местными блогерами нам довелось услышать немало неприятных слов по поводу создания негативного образа республики в столичных СМИ. Дагестанца пытаются представить как агрессивного, невежественного, страшного террориста, но это не соответствует действительности. К сожалению, в погоне за рейтингом российские федеральные каналы демонизируют происходящее в республике, акцентируя внимание зрителей на ужасных подробностях. Мэр Махачкалы Саид Амиров пожаловался, что все его попытки передать московским СМИ позитивные материалы о городе кончались провалом. Как цинично признаются представители некоторых СМИ, у них "свой формат" и вообще "горе всегда лучше смотрится, чем счастье".
Во время беседы с дагестанской молодежью мы просто не могли не затронуть тему футбольного клуба "Анжи". Его бурное развитие вызывает волны раздражения, а то и откровенной неприязни в среде некоторых экспертов и болельщиков. Зрители на московских матчах откровенно освистывают Юрия Жиркова за его прошлогодний переход в "Анжи". Недавно во время игры в Лиге Европы с голландским "АЗ Алкмаар" на стадионе "Локомотив" московские зрители болели против махачкалинской команды. Для дагестанцев это стало неприятной неожиданностью — "Анжи" всё же представляет Россию.
В этом смысле показательным стал эпизод во время футбольного матча в Самаре, когда в ответ на выкрики местных фанатов "Русские, вперед!" дагестанские болельщики отвечали "Россия, Россия!" Можно вспомнить и недавнюю лондонскую Олимпиаду, где дагестанские спортсмены внесли весомый вклад в успех национальной команды – в их активе три золотые и три бронзовые медали.
Выбор в пользу России – выбор большинства дагестанцев. В 1999 году, когда республика была атакована бандами Басаева и Хаттаба, именно в Дагестане был остановлен распад России, началось ее "собирание", именно здесь был нанесен удар по этническому сепаратизму. Дагестанский народ своим сплочением, мужеством и преданностью доказал, что узы с Россией вечны. Как мудро сказал Расул Гамзатов, "Дагестан не вошел в состав России добровольно, но он добровольно из нее и не выйдет".
Источник: http://inforos.ru/ru/?module=news&action=view&id=31692