12-18 сентября в стенах Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой пройдет выставка «Рувим Мазель. В Дагестане». Как сообщили в министерстве культуры РД, на ней будут представлены графические произведения художника из коллекции ДГМИИ и Государственного музея искусства народов Востока, который побывал в Дагестане в тридцатых годах прошлого века.
Выставка произведений незаслуженно забытого художника первой половины ХХ века Рувима Мазеля интересна и тем, что Дагестанский музей изобразительных искусств — один из немногих музеев, обладающих его произведениями.
Рувим (Илья) Мазель родился в Витебске. Первое художественное образование он получил в середине 1900-х годов в родном городе, в знаменитой школе Иегуды Пэна, откуда вынес интерес к бытовой стороне жизни, которая в его творчестве приобретет более современные бытийные черты. Проучившись несколько лет в школе Общества поощрения художеств в Петербурге, он был вынужден оставить ее из-за отсутствия "вида на жительство" в столице. В 1910 году он уехал с целью совершенствования графического мастерства в Мюнхен, где посещал в Академии художеств мастерскую гравера Питера Хальма. Параллельно совершил для знакомства с искусством мастеров Ренессанса два путешествия в Италию. С началом Первой мировой войны Мазель возвращается на родину и перебирается в Москву. На выставке первой студии МХТа, в которой работал художником-декоратором его друг по школе Пэна М. Либаков, он показал свои мюнхенские рисунки, заслужившие одобрение А. Бенуа и Л. Пастернака. Последний высказал при этом приятное удивление, что он "такой молодой и не футурист".
В 1915 году Мазель был мобилизован и направлен на восточный фронт. Он оказался сначала в Красноводске, а затем в Ашхабаде. Событие это оказалось решающим в его творческой биографии. По его словам, в Туркмении в нем "проснулась давняя страсть к Востоку" и именно там он "впервые осознал цель своего искусства".
"В своем творчестве Рувим Мазель сумел соединить в нерасторжимое целое Восток и Запад, азиатский орнаментализм, европейский стиль модерн и авангард. В целом, творчество Мазеля — яркий пример еврейского художника, сохраняющего национальную идентичность и при этом влюбленного в иную, хотя и родственную культуру", — отметил источник.
Источник: http://www.jewish.ru/news/culture/2012/08/news994310884.php