Ваххабиты, деньги, Грузия

Теракт в Дагестане против шейха Саида Афанди Чиркейского и последние теракты в Татарстане, где погиб сотрудник Духовного управления мусульман Татарстана Валиулла Якупов, а муфтий Илдус Файзов был ранен, между собой очень похожи. Не по почерку — исполнены они разными способами, — а по смыслу.

В Татарстане после терактов правоохранительные органы пропустили через СИЗО несколько сотен мусульман, предположительно ваххабитов: "откатали" пальцы, сфотографировали в профиль и анфас, внесли в базу данных. При этом люди находились в СИЗО кто сутки, а кто двое. Семеро человек были арестованы и провели в СИЗО около месяца, а потом были отпущены без объяснений. Никто из исполнителей, а тем более заказчиков, не найден. Анализ предшествовавших событий приводит к выводу, что причин у терактов могло быть множество — от сугубо религиозных до сугубо финансовых (известно, например, что муфтий помимо антиваххабитской борьбы прославился еще и желанием подмять под себя весь паломнический бизнес, связанный с поездками в хадж в Мекку). Но что примечательно — именно "ваххабитская" версия была объявлена основной.

Эксперты заявляли, что ваххабитов развелось великое множество и надо их жечь каленым железом, и на фоне этих криков вся "оперативно-разыскная" деятельность силовиков, которая свелась к задержаниям и арестам неугодных официальному духовенству людей, прошла почти незамеченной.

Кажется, что-то очень похожее происходит сейчас в Дагестане. Основная версия снова — ваххабиты. Да, в Дагестане действительно официальное духовенство (которое придерживается традиционного ислама) и салафиты (сторонники "чистого ислама" или, как их называют силовики, "ваххабиты") ведут диалог. Диалог начался в конце апреля, а через несколько дней, в начале мая, в Махачкале случился крупный теракт — на блокпосту подорвался смертник. Казалось, это сорвет переговоры и разговаривать традиционалистам и салафитам будет не о чем. Но они заявили, что теракт и был устроен с целью срыва диалога, и диалог свой продолжили. Убийство самого знаменитого дагестанского шейха Саида Афанди, мюриды (ученики) которого работали в ДУМ Дагестана и даже в органах власти, несомненно, всколыхнет республику. И, конечно, на этот раз двум конфликтующим течениям в исламе Дагестана будет гораздо сложнее сесть за общий стол. Все-таки Саид Афанди для традиционалистов был почти святым, а для салафитов — ставленником спецслужб и шарлатаном. И так же, как этот шейх уважался традиционалистами, он не принимался салафитами, которые вообще не приемлют никаких посредников между собой и Богом. И это действительно может быть мотивом убийства в обществе, раздираемом религиозными противоречиями.

То есть "ваххабитская версия", конечно, должна рассматриваться. Настораживает в этой версии только одно — если это убийство совершили салафиты, они сами себя подставили, потому что именно они сейчас станут объектом проверок, задержаний, арестов. И даже если предположить, что они так отчаянно не хотели примирения с официальным духовенством, массовые аресты и обыски — не та цена, которую платят за срыв переговоров. Если же в срыве переговоров заинтересованы силовики (а эта версия очень популярна в Дагестане), то опять же — не такой ценой; в конце концов, если начнется гражданская война, им все это разгребать. В правительстве Дагестана считают, что не стоит сбрасывать со счетов и версию о "третьей силе", мол, если кто и заинтересован в дестабилизации и войне, так это иностранцы.

Эту версию еще не успели озвучить, а в соседней Грузии, прямо на границе с Дагестаном, началась масштабная спецоперация по поимке боевиков так называемой цунтинской группы (по наименованию одного из высокогорных районов Дагестана — Цунтинского). По официальной версии грузинских спецслужб, боевики взяли в заложники несколько местных жителей в местечке Лапота: спецназ заложников отбил, 11 боевиков убито (как стало известно позже из официальных источников, убит 1 боевик, остальные разыскиваются — прим. ред.), 6 разыскиваются, во время операции погибло три сотрудника грузинского спецназа. Судя по масштабной информационной кампании, которая ведется в Грузии вокруг этого события, одна из задач тамошних силовиков — показать, что они не укрывают террористов (в чем их часто обвиняет Москва и что может стать поводом для какой-нибудь антитеррористической операции РФ в Грузии), а, напротив, борются с террористической угрозой из России. Можно даже согласиться с грузинской оппозицией и предположить, что власти страны могли устроить инсценировку нападения дагестанских боевиков, на случай если российские спецслужбы в очередной раз найдут "грузинский след" у дагестанского теракта. Смущает только то, что результат этой инсценировки, — три убитых спецназовца и 11 убитых боевиков. Если грузинские спецслужбы опубликуют их данные, а еще лучше — если они задержат оставшихся в живых боевиков, станет ясно, что это реальные люди, которые представляли реальную опасность. Если же вся история ограничится официальными заявлениями, вопрос останется открытым.

Примечательно, что ФСБ РФ вечером в среду опровергло информацию о том, что боевики вторглись в Грузию из Дагестана. Фон заметно изменился — теперь ФСБ РФ как бы оправдывается перед Грузией, вместо того чтобы привычно "наезжать" на нее за укрывательство боевиков. Так что на этот раз, возможно, "грузинский след" в дагестанском теракте и не найдут.
Источник: publicpost.ru 

Источник: http://www.newsland.ru/news/detail/id/1027001/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *