Дагестан в режиме самообороны Шейх Саид Афанди удерживал тысячи молодых людей от «ухода в лес» к ваххабитам

Десятки тысяч мусульман Дагестана проводили в последний путь шейха Саида Афанди Чиркейского — влиятельнейшего религиозного лидера республики и сопредельных регионов, убитого во вторник в своем родовом селении (по версии следствия, террористкой-смертницей из новообращенных ваххабитов). Всколыхнувшая республику гибель шейха, главы дагестанских суфиев и оппонента «лесных» экстремистов, стала далеко не первой атакой на традиционный ислам, однако до сих пор целью террористов не становилась фигура такого масштаба.

«Мы примем решение в каждом городе, в каждом районе организовать отряды самообороны, дружины из молодых людей, готовых под руководством и вместе с органами внутренних дел вести работу по обеспечению безопасности, по наказанию этих бандитов и террористов», — заявил в среду президент Дагестана Магомедсалам Магомедов. Как пояснили в пресс-службе главы республики, это поручение дано всем районным и муниципальным руководителям. Таким образом, власти северокавказской республики стали первыми, кто официально одобрил инициативу, которую на общероссийском уровне пока озвучивает только «религиозная общественность», — дать возможность гражданам самостоятельно защищать свои святыни от посягательств.

Саид Афанди Чиркейский

Саид Афанди аль-Чиркави (настоящее имя Саид Абдурахманович Хацаев) был одним из главных апологетов традиционного ислама в Дагестане и на Северном Кавказе в целом. Родился в 1937 году в селении Чиркей Буйнакского района. Суфийский шейх, устаз (дословно — «учитель», глава ордена суфиев). Ведущий представитель тарикатов (братств суфиев) Накшбандийя и Шазилийя в регионе, последовательный критик ваххабизма. Автор богословских трудов «Сокровищница благодатных знаний», «История пророков» и многочисленных работ, направленных против радикального исламизма. Под влиянием Саида Афанди находилось Духовное управление мусульман Дагестана.

Республиканское МВД уже назвало имя вероятной виновницы гибели почитаемого религиозного лидера и шести его последователей. Следствие считает, что бомбу в дом Саида Афанди пронесла явившаяся под видом паломницы Аминат Курбанова — этническая русская, в девичестве Сапрыкина, жена находящегося в федеральном розыске боевика, занимавшаяся вербовкой будущих смертниц. Имя Курбановой-Сапрыкиной уже фигурировало в сводках МВД Дагестана. В июне сообщалось, что «по оперативной информации, бандподполье планирует подорвать «живые бомбы» в общественных местах во время празднования Дня России в Дагестане — на роль смертницы, по данным следствия, бандиты выбрали 30-летнюю Аминат Курбанову, ушедшую из дома 25 марта».

Неофициальный духовный лидер Дагестана Саид Ацаев, более известный как шейх Саид Афанди Чиркейский, стал далеко не первым влиятельным сторонником традиционного ислама, убитым в последнее время. 27 октября прошлого года погиб шейх Табасаранского района Сираджудин Исрафилов, 24 марта 2012 года при взрыве был убит имам буйнакской мечети Гатиномагомед Абдулгапуров, ставший уже 12-м по счету религиозным деятелем, павшим от рук экстремистов. «Но эти более чем серьезные события как будто не замечаются федеральными массмедиа и общественностью», — сказал «МН» главный редактор махачкалинской газеты «Черновик» Биякай Магомедов. Например, отмечает он, 19 августа, в праздник Ураза-байрам, было совершено нападение на шиитскую мечеть в Хасавюрте, один верующий погиб, семеро было ранено, «но в отличие от выходки неразумных девиц в храме Христа Спасителя этот инцидент не привлек никакого внимания». Но убийство Саида Чиркейского, учителя 400 тыс. мюридов (последователи суфийского шейха) даже на этом фоне выглядит вопиющим, подчеркивает Магомедов. «Да, были и другие громкие убийства, например гибель журналиста Хаджимурата Камалова, которого оплакивали тысячи, но это были разные люди: и шииты, и суфии, и сунниты, а на похоронах Саида Афанди 99% составляли его мюриды, и их было под 100 тыс. человек», — рассказывает Биякай Магомедов. По его словам, именно авторитет шейха удерживал тысячи молодых людей от «ухода в лес» к ваххабитам.

Убийство шейха Саида Чиркейского доказало невозможность поиска компромиссов с радикалами ваххабитского толка, уверен религиовед и социолог, специалист по исламу Роман Силантьев. «Я считаю, что те люди, которые призывали к переговорам с террористами, с ваххабитами и салафитами, должны именно сейчас пойти под суд», — заявил Силантьев РИА Новости. По мнению эксперта, именно стремление представителей умеренного ислама к диалогу с салафитами (которое разделял и Саид Афанди) сами экстремисты сочли слабостью оппонентов и своей победой. «Именно этот «диалог» и привел к гибели Саида Афанди», — считает эксперт.

Председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль полагает, что за ликвидацией Саида Афанди стоит внешняя сила, не заинтересованная в союзе различных религиозных групп Северного Кавказа. «Саид Афанди, которого я, кстати, лично знал, добился договоренностей между суфиями и салафитами», — подчеркивает Джемаль. Биякай Магомедов, впрочем, полагает, что убийство Саида Афанди не вызовет противостояния между мюридами суфийского шейха и приверженцами салафизма. «Гораздо в большей степени последователей Саида Чиркейского покоробило то, что высшая российская власть не выразила никаких соболезнований по поводу гибели человека, который 20 лет боролся с экстремизмом», — подчеркивает главный редактор газеты «Черновик». 

Источник: http://www.mn.ru/society_faith/20120830/326116227.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *