«Пустите рыбаков в море!»

Во вторник в поселке Сулак состоялась встреча местных рыбаков с представительной командой высокопоставленных чиновников. Как местных, возглавляемых заместителем председателя правительства Дагестана Муратом Шихсаидовым, так и приезжих, среди которых следует отметить исполняющего обязанности руководителя Госкомрыболовства Василия Соколова, заместителя руководителя Федеральной пограничной службы — руководителя Департамента береговой охраны ФПС ФСБ России Юрия Алексеева и начальника пограничного управления ФСБ России по РД Ивана Агеенко.

В разговоре также приняли участие депутат Госдумы Заур Аскендеров и полномочный представитель РД при президенте России Гаджи Махачев.

Поскольку практически каждого из высоких гостей сопровождали помощники, а кроме того, на встрече присутствовали представители заинтересованных ведомств, мест в крохотном актовом зале местной школы для самих сулакцев осталось от силы десятка полтора, и большинство жителей поселка толпились в коридоре, жадно ловя каждое слово.

Сулакцы говорили о том, что с началом перестройки поселок тихо умирает — развалился рыболовецкий колхоз, закрылся консервный завод, рабочих мест нет и не предвидится. А поскольку территория вокруг поселка принадлежит кутанам горных районов, земли для ведения сельскохозяйственных работ в Сулаке тоже нет. И получается, что единственная возможность выжить для местного населения заключается в рыбной ловле, которой жители Сулака (80% из них ногайцы) занимаются традиционно.

Занятие это, надо сказать, не из самых легких. Практически каждая вторая семья принесла свою жертву морю — в Сулаке много вдов, которые при отсутствии кормильца вынуждены ежедневно ездить в Махачкалу и в любую погоду таскать по городу тяжелые сумки, громко крича: «Рыба, рыба! Свежая рыба!». Долгие годы это занятие было не только трудным, но и опасным — практически каждый день их ловили милиционеры. Сегодня больше половины женщин, проживающих в Сулаке, имеют судимость. А с учетом «браконьерских» статей, навешанных на сулакских мужчин, в поселке трудно отыскать семью, не вступавшую в конфликт с законом. Именно поэтому молодым сулакцам с рождения заказан путь в любые силовые структуры — детей осужденных на работу не берут. Тем не менее в поселке спокойная криминогенная ситуация, не отмечено здесь и случаев проявления религиозного экстремизма.

В Сулаке чаще, чем где-либо в Дагестане, молодые люди кончают жизнь самоубийством. Как правило, это происходит в случаях, когда у них конфискуют сети, арестовывают лодку. В результате человек, не способный выплатить накопившиеся долги, сводит счеты с жизнью.

Положение местных рыбаков еще больше осложнилось после того, как морское побережье Каспия было объявлено пограничной зоной. Устье Сулака перегородили металлическим канатом, и пройти через это боновое заграждение сегодня можно только с разрешения пограничников. Время от времени, по словам местных жителей, пограничники без всяких видимых причин объявляют мораторий на выход в море, задерживая даже лодки, у владельцев которых имеются на руках все необходимые документы для ловли рыбы. Это сразу же вызывает горячий протест сулакцев, оставшихся без средств к существованию, и выливается в конфликты с пограничниками, стихийные митинги и разборки, в ходе которых уже звучали выстрелы (слава Богу, пока военные стреляли только в воздух).

Тем не менее, как рассказывают жители Сулака, боновое заграждение года три назад унесло жизни двух жителей поселка. Молодые люди вышли на резиновой лодке в море, где неожиданно разыгрался шторм, а сильный северный ветер начал гнать лодку от берега. Ребята позвонили по телефону друзьям и попросили о помощи. Те моментально подошли на байде к боновому заграждению, но дальше пройти не смогли — приближался вечер, а ночью в море пограничники никого не пускают. В итоге молодые люди пропали без вести.

Поводом для нынешней встречи с высокопоставленными чиновниками стал очередной конфликт с пограничниками, который начался со стихийного митинга, произошедшего 27 июня. Выступивший на встрече представитель пограничной службы Юрий Алексеев сложившуюся ситуацию назвал «бредовой». По его мнению, «причины нынешнего противостояния кроются в непрофессионализме как органов местного самоуправления, так и наших работников». Самым простым вопросом Алексеев назвал вопрос с боновым заграждением, пообещав его убрать и использовать только в период нереста. Намного сложнее, по его словам, жить, безусловно соблюдая все законы, объявив борьбу браконьерству, отказавшись от попыток решить проблемы при помощи силы.

Честно говоря, сложившаяся ситуация со стороны выглядела абсолютно непонятной, абсурдной. Корреспондент «НД» так и не смог выяснить, что именно послужило причиной очередного противостояния. Местные жители на контакт не шли, на вопросы отвечали неохотно, по большей части отделываясь непонятной фразой: «Не смогли договориться». Всякий раз, когда во время встречи звучали обвинения в адрес какой-либо из сторон, возникало ощущение, что участники диалога не договаривают что-то важное, не предназначенное для посторонних ушей. Вспомнились уроки математики в школе, во время которых учили умножению «в столбик». Где «два пишем, три в уме». Что и, главное, сколько держали в уме участники данного конфликта, в ходе состоявшейся встречи выяснить корреспонденту «НД» не удалось.

В ряду поднятых рыбаками проблем следует отметить две, непосредственно связанные с процессом лова. Первая касается ночной рыбалки (кефаль, к примеру, ловится исключительно ночью). Вторая связана с тем, что согласно действующему законодательству за каждым рыбаком закреплен определенный участок лова. А косяки рыбы мигрируют, и если сидеть на месте, поймать ничего нельзя. Алексеев отметил, что вопросы эти сложные, но решаемые. В некоторых регионах, в частности на Дальнем Востоке, удалось достичь серьезных подвижек. Правда, для этого понадобилось специальное распоряжение правительства, поскольку действующее законодательство эти вопросы трактует однозначно.

В том, что действующее законодательство не учитывает многих нюансов и существенно усложняет жизнь рыбаков, уверен и исполняющий обязанности руководителя Госкомрыболовства Василий Соколов. «Японцы говорят, что если законы мешают рыбной ловле, их надо менять, — сказал он. — Согласен, действующие Правила рыболовства во многом сырые, сегодня мы активно работаем над их совершенствованием. И ваши замечания при этом обязательно учтем, поскольку некоторые нюансы могут заметить только сами рыбаки».

Поднимались на встрече и социальные вопросы, которые в поселке практически не решаются. Здесь нет больницы, паспортного стола, сберкассы, нет банкоматов. Единственный спортивный зал практически не приспособлен для занятий спортом и не вмещает даже четверти желающих. В свое время было принято постановление правительства РД о развитии поселка Сулак. Но большинство намеченных мероприятий осталось на бумаге. Удалось построить только пристройку к школе и провести 9 километров газовых сетей.

Присутствовавший на встрече глава администрации Кировского района Махачкалы Ахмед Нахаев пообещал проблемами поселка озаботиться. Его выступление собравшиеся восприняли очень сдержанно, очевидно, слышали их уже не раз. Зато бурные аплодисменты сорвал Гаджи Махачев, пообещавший построить в поселке спортивный зал. Правда, позже он немного откорректировал это обещание, сообщив, что выделит кирпич для строительства: «А остальное пусть дадут Госкомрыболовство и районная администрация».

Итоги встречи подвел Мурат Шихсаидов. Он сообщил, что в настоящее время в республике идет работа над целевой программой развития рыбопромышленного комплекса, и выразил уверенность, что в нее войдут многие вопросы, о необходимости решения которых говорилось на этой встрече. Шихсаидов пообещал сулакцам построить в Махачкале торговую точку, где будет реализовываться пойманная жителями поселка рыба, а также помочь с вопросами ее транспортировки. Как пояснил зампред, «чтобы ГАИ не обижало». Кроме того, Шихсаидов пообещал «помочь Махачеву в строительстве спортзала», а также проработать вопросы восстановления рыбоперерабатывающего предприятия в поселке.

В этот же день проблемы поселка Сулак, а также развития рыбопромышленного комплекса республики были рассмотрены на совещании у президента Дагестана Магомедсалама Магомедова. 

Источник: http://www.ndelo.ru/one_stat.php?id=7335

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *